Текст: понятие, признаки, виды

Страница 2

Первый рассчитан на подготовленного читателя, второй на непрофессионала или на недостаточно научно подготовленного адресата. В структуре научного стиля выделяются подстили и по областям научного знания: научно-естественной, научно-гуманитарной и научно-технической литературы. Основные качества научного стиля подчеркнутая логичность, смысловая точность (однозначность выражения мысли), информативная насыщенность, объективность изложения, скрытая эмоциональность, обобщенно-отвлеченный характер изложения, использование отвлеченной лексики. Многочисленная терминология представляет именно этот лексический пласт. Отвлечённость и обобщённость лексического уровня ведёт за собой аналогическую черту морфологического уровня. Основу языкового оформления научных текстов составляет стандартизированность, то есть выбор предписываемого для данных условий коммуникации клишированного языкового варианта. Для лексического оформления текстов научно-технического стиля характерна, прежде всего, насыщенность узкоспециальными и общенаучными терминами. Научное изложение рассчитано на логическое, а не на эмоциональное чувственное восприятие.

Научные тексты многообразны. Примером научно-популярного текста может служить следующий текст: «Весна – одно из четырёх времён года. В Северном полушарии Земли она продолжается с момента весеннего равноденствия (20–21 марта) до летнего солнцестояния (21–22 июня). В обиходе весной считаются месяцы март, апрель и май. В Южном полушарии в это время бывает осень. В средних широтах с началом весны связаны такие явления, как повышение дневных температур, таяние снежного покрова, цветение деревьев и кустарников, прилёт птиц (например, скворцов), ледоход на реках».

Художественный текст используется в рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д. Основная функция – воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо. Художественный текст отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. В тексте используются метафоры, гиперболы, афоризмы, эпитеты, сравнения, олицетворения, риторические вопросы. В художественных текстах всегда проявляется творческая индивидуальность автора.

Например, «…Приступил к работе другой художник – Весна Красна. Не сразу взялась она за дело. Сперва призадумалась: какую бы ей картину нарисовать? Вот стоит перед ней лес – хмурый, унылый. «А дай-ка я раскрашу его по- своему, по-весеннему». Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью ветки берёз, а на осины и тополя поразвесила длинные розовые и серебряные серёжки. День за днём всё наряднее пишет свою картину Весна. На широкой лесной поляне синей краской вывела она большую весеннюю лужу. А вокруг неё рассыпала первые цветы подснежника, медуницы. Всё рисует день и другой. Вот на склоне оврага кусты черёмухи, их ветки покрыла Весна мохнатыми гроздьями белых цветов. И на лесной опушке тоже белые, будто в снегу, дикие яблоньки, груши…» Г. Скребицкому) В художественном тексте картины весны образные, они созданы с помощью художественных средств: автор изображает весну как живое существо, использует слова, которые помогают нам увидеть художественный образ, а не просто сам факт наступления весны. Кроме того, это произведение вызывает у читателя определённые чувства: весна ему нравится, она очень красива; а когда мы читаем научно-популярный текст, мы выделяем только признаки весны, факты, выявляем самое важное и делаем вывод.

В учебно-научных текстах иной предмет познания – не образы, а понятия, в связи с этим меняется и цель чтения – усвоение связей и основных признаков понятия, явления (исторического, природоведческого содержания), усвоение элементов понятия, формулирование обобщённых выводов, заключение по поводу основной мысли текста. Отличаются учебно-научные тексты построением, логикой изложения и особым точным, лаконичным языком. Чтобы освоить содержание текста, необходимы логическое мышление, опора на наглядные схемы, шрифтовые выделения в тексте, зарисовки деталей объекта.

Публицистический текст – разновидность научно-популярных текстов, посвящен проблемам политики и общественной жизни. Текст может быть и совсем научный, а может быть и более живой, динамичный. Структура публицистического текста складывается из составных блоков: вступление, тезисы, обоснования, иллюстрации, вывода. В более сложном тексте - могут быть еще определения и антитезисы. Основная функция – функция воздействия (агитация, пропаганда). Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов, а также эмоциональностью, образностью, оценочностью, призывностью.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Классификация методов обучения
Современная дидактика пока не имеет единой общепризнанной классификации методов. Чаще всего прибегают к классификации методов по источникам знаний, согласно которой все методы обучения делятся на наглядные (демонстрация, иллюстрация, экскурсии), словесные (жи ...

Гуманистическая парадигма педагогического процесса
Гуманизм рассматривается как определенное мировоззрение, гуманность как качество личности, гуманизация как процесс, характеризующий его качество. Гуманизм как мировоззрение есть социально ценностный комплекс идей, утверждающих отношение человека к человеку ка ...

Разделы