Формирование умений работать с текстом на уроках окружающего мира

Педагогика » Формирование умений работать с текстом на уроках окружающего мира

В современном мире текст мы можем увидеть во всех сферах жизни: в художественной литературе, в прессе, в деловых бумагах. В связи с этим необходимо, чтобы ребенок научился воспринимать и анализировать текст, создавать собственное высказывание.

Актуальность данной темы состоит в том, что обучающиеся не умеют работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать; неумение самостоятельно анализировать описанную ситуацию; отсутствие навыка целостного анализа информации.

Выявленные проблемы и трудности, возникающие у школьников при работе с текстом, обусловлены целым рядом причин.

Суть обозначенных причин сводится к следующему: учащиеся не умеют понять прочитанное – мало думают сами, что, на наш взгляд, является двумя сторонами одной медали. Соответственно, для разрешения сложившейся ситуации необходимо уделить внимание этим двум составляющим: во-первых, научить школьников работать с текстом, во-вторых – заинтересовать их в изучении информации, что, в итоге, и должно обеспечить «грамотность чтения».

Остановимся на первом направлении и постараемся выяснить, почему учащимся бывает сложно работать с текстовой информацией.

Текст – это то, с чем любой человек, вынужденно или добровольно, соприкасается ежедневно. Если же говорить о школьниках, то для них текст является основой обучения. Но для того, чтобы научиться понимать текст, им необходимо овладеть определёнными навыками и технологиями работы с информацией на каждом этапе её прочтения.

Чаще всего при работе с текстом обращают внимание на освоение уровней понимания текста и прохождение нескольких фаз чтения текста.

Выявление информации предполагает выбор определённых элементов информации, отделение главного от второстепенного, нахождение доводов автора в подтверждение выдвинутых тезисов, что позволяет раскрыть содержание текста.

Осмысление информации требует сопоставления, определения главной мысли и смысла текста, авторского замысла, позиции – всё это позволяет интерпретировать текст.

Наконец, преобразование информации подразумевает создание нового текста, включающего собственное понимание и осмысление проблемы, благодаря чему и происходит присвоение текста.

Как видим, работа с информацией неизбежно требует от учащихся владения определёнными навыками, что, в свою очередь, позволяет им последовательно выполнять все указанные операции с текстом.

Таким образом, темой курсовой работы стало формирование умений работать с текстом на уроках окружающего мира.

Цель: рассмотреть способы формирования умений работать с текстом на уроках окружающего мира.

Объект исследования: формирование умений работать с текстом.

Предмет исследования: возможности формирования умений работать с текстом на уроках окружающего мира.

Задачи:

1. Раскрыть понятие текст, его признаки, типы и виды.

2. Проанализировать умения работы с текстом как результаты освоения ООП НОО.

3. Описать возможности формирования умений работать с текстом на уроках окружающего мира.

Методы: изучение психолого-педагогической литературы; анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, сравнение.

Другие статьи:

Основные направления развития сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста
Появление коллективной игры в старшем дошкольном возрасте создает возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания, так и структуры игры. В изменении тематики игр детей есть определенная закономерность: от игр на бытовые темы (примерно ...

Подбор игрушек для разных возрастных групп
Значение игрушки для развития ребенка тем выше, чем меньше ребенок. Поэтому так важен правильный подбор игрушек для детей разных возрастов и, особенно, для малышей. В раннем и младшем дошкольном возрасте основными воспитательными задачами являются: - охрана и ...

Разделы