Личностные особенности дошкольного возраста

Страница 1

Дошкольное детство – короткий промежуток в детстве человека, всего первые семь лет. Но именно в этот период происходит отделение ребёнка от взрослого, превращение беспомощного младенца в относительно самостоятельную активную личность.

В ходе психического развития ребенка происходит не только усвоение разнообразных действий и формирование психических процессов и качеств, необходимых для их выполнения. Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и, главное, теми внутренними чертами, которые отличают человека как члена общества и определяют его поступки. Это движение онтогенеза соединено с развитием внутренней позиции, которая отличает ребёнка от других и одновременно несет в себе возрастные и общечеловеческие внутренние черты. Именно целостное психическое развитие ребёнка содержит потенциал общечеловеческих и индивидуальных свойств.

Внутренняя позиция ребёнка проявляет себя в весьма своеобразной форме. Это или эмоционально окрашенные образы, или ситуативная ориентировка на усвоенные нормативы, или воля, выражаемая во включенном в отношения упорстве, или любые другие частные психические достижения, которые вдруг обнаруживаются в виде доминирования над общими достижениями в процессе целостного психического развития. Эти ситуативные доминирования, возникнув и заявив о себе, быстро исчезают. Однако именно они окрашивают развитие личности ребёнка неповторимым обаянием детских проявлений «самостоятельности» и «чувства личности».

Между тем, ребёнок активно присваивает из своего окружения те ценности, которые определяют развитие его самосознания. Обратимся к рассмотрению развития тех звеньев самосознания, которые впервые получают интенсивное развитие в дошкольном возрасте или впервые заявляют о себе.

Первое звено структуры самосознания, как об этом говорилось выше, представляет собой кристалл личности, включающий имя собственное, идентифицированное с телесной и духовной индивидуальностью.В дошкольном возрасте ребёнок начинает осознавать, что он имеет индивидуальное имя. При нормальных отношениях в семье он любит свое имя, так как постоянно слышит нежное к себе обращение. Ему нравятся все домашние варианты его детского имени, он уже знает, как его будут называть, когда он станет взрослым. Благодаря имени и местоимению «Я» ребенок научается выделять себя как персону. Имя приобретает особый личностный смысл. Имя позволяет ребёнку получить возможность представить себя как обособленного от других, исключительного человека.

В дошкольном возрасте ребёнок постигает ценность имени через утверждение своего достоинства. Имя и достоинство начинает соединяться в самосознании ребёнка, с одной стороны, через сказки, фольклор, а с другой стороны – через реальные отношения с другими. Поощрение имени («Как тебя зовут?» «Какое красивое у тебя имя!»), поощрение в достижениях («Петя хороший мальчик!» («Это лучше всех сделал Илюша!»), а также демонстративное искажение имени вместе с обесцениванием личности («Петька, дурак!») приучают ребёнка ценностно относиться к своей персоне вместе со своим именем. Происходит целостное включение в своё самосознание имени и духовной индивидуальности. Тонкая идентификация с ребёнком, выражаемая в способах обращения по имени, обеспечивает личностную устойчивость ребёнка, даёт возможность поддерживать ребёнка в его притязаниях на желаемое отношение к себе. Ребёнок органично, начиная с раннего возраста, идентифицирует своё имя с собой телесным. В дошкольном детстве он заметно продвигается в этом отношении.

Общение с родителями, со взрослыми и со сверстниками учит ребёнка усвоению мимики через его идентификацию с эмоциями тех, с кем он общается.

В 3 года ребёнок уже может губами дуть не только в дудочку, но и надувать шарик; носом он может произвольно втягивать воздух и выталкивать его обратно. В 4 – 5 лет ребёнок уже может выполнять симметричные активные экспрессии, он способен поднимать брови, закрывать глаза, сжимать губы, вытягивать их, надувать щёки, показывать язык и зубы.

К пяти годам сформировываются некоторые сознательно контролируемые выражения. Например, «честное» выражение лица с открытым взглядом, устремленным в глаза взрослому, специально демонстрируемо взрослому, когда в действительности ребёнок что-либо утаивает. Однако в целом мимические реакции ребёнка до 6 лет весьма непосредственны и лицо его читается как открытая книга.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Особенности построения процесса обучения младшего школьника
В каждом возрастном этапе развития человека образуется как общие свойства, присущие социальной группе, так и специфические, индивидуальные особенности. Дети одного и того же возраста отличаются друг от друга по типологическим особенностям высшей нервной деяте ...

Классификация моделей
В преподавании достаточно широко используются планиметрические модели, стереометрические модели (каркасные, стеклянные, деревянные, картонные), стереометрический набор, тригонометрический круг, стереометрический ящик. Изучив методическую литературу можно сост ...

Разделы