Становление и развитие дистанционного обучения в России

Педагогика » Организация и управление дистанционным обучением » Становление и развитие дистанционного обучения в России

Страница 1

Рассматривая развитие заочного и дистанционного обучения в советский и постсоветский периоды, можно выделить несколько основных этапов. Каждый из них связан с изменениями в политике, идеологии, экономике, социальной и духовной жизни общества, с одной стороны, и развитием информационных и коммуникационных технологий, с другой.

Первый этап можно охарактеризовать как время становления заочных технологий и отнести его к периоду с конца XIX в. по 1938 г. Именно тогда произошло формирование новых методов обучения, правда, не получивших должной поддержки на государственном уровне.

Исторически первой формой дистанционного обучения было «обучение по переписке», или «корреспондентское обучение», которое начало формироваться в России во второй половине XIX в. по инициативе передовых русских учёных и общественных деятелей одновременно с возникновением надёжной службы почтовой связи. Однако в дореволюционный период оно не получило должного распространения, оставшись делом частной инициативы прогрессивных общественных деятелей и учёных, а также культурно-просветительных обществ.

С 1938 г., на наш взгляд, начинается второй этап развития дистанционного обучения, когда заочное обучение включается в общую систему подготовки специалистов высшей квалификации. К началу 1939 г. в России заочно обучались около 40 тыс. человек , а в 1940—41 гг. в стране насчитывалось 17 высших заочных учебных заведений и заочные отделения при 383 вузах, в которых обучались уже 226 700 человек .

Начало Великой Отечественной войны затормозило развитие системы образования, и, тем не менее, уже с 1943 г. началось её восстановление, а в 1945 г. количество студентов приблизилось к довоенному. Также в 1944 г. началось восстановление заочных образовательных школ, которые в период войны почти прекратили своё существование.

В послевоенный период получило широкое развитие заочное повышение квалификации специалистов, имеющих высшее образование. Срок переподготовки был рассчитан от 1 до 2 лет.

Дистанционное обучение осуществлялось заочными институтами, имеющими свои филиалы и учебно-консультационные пункты, а также аналогичными факультетами и отделениями стационарных высших учебных заведений. К 1955—56 учебному году в СССР было 22 самостоятельных заочных института и более 600 заочных и вечерних факультетов и отделений.

С наступлением третьего этапа развития технологий дистанционного обучения (с конца 60-х гг. XX в. до начала 90-х гг. XX в.) был осуществлён переход к применению нескольких новых технологий и, в первую очередь, с использованием технических средств для обучения.

В эти годы начался массовый выпуск звуковых учебных пособий для общеобразовательной и высшей школы: звуковые приложения к учебникам иностранных языков, самоучители для изучающих иностранный язык; фонохрестоматии по художественной литературе, истории СССР, музыкальной литературе; научно-образовательные и художественно-образовательные лекции известных деятелей науки, техники, культуры; заочные экскурсии по памятным местам и музеям и т.д.

В 1959 г. на Центральном телевидении начались регулярные программы учебного телевидения. Передачи для общеобразовательной школы были представлены тремя категориями: для трансляции на урок (телеурок строго соответствовал теме школьной программы и длился 15—25 мин.), для самостоятельного просмотра школьниками.

Получила развитие и идея заочного образования с помощью телевидения. Систематические передачи для студентов проводились с 1964 г. в Ленинграде и с 1965 г. ― на Центральном телевидении в г. Москве. Разрабатывались телеверсии лекций (на основе учебных планов Всесоюзного заочного политехнического института), в т.ч. для поступающих в вузы.

Однако до начала 90-х гг. новые информационные технологии как в дистанционном, так и в традиционном обучении не использовались в должной мере из-за недостаточно высокого уровня развития компьютерных технологий и средств телекоммуникации. В начале 90-х ситуация стала меняться в лучшую сторону, более того, наметилось отставание реализации идей дистанционного обучения от возможностей, предоставляемых современными техническими средствами.

Поэтому, четвёртый этап дистанционного обучения в России хронологически целесообразно ограничить 90-ми гг. ХХ в., т.к. он, в первую очередь, характеризуется применением в обучении новых информационных и компьютерных технологий, в том числе информационных сетей, жёстких электромагнитных носителей, электронной почты, интерактивных досок объявлений, видео- и аудиоконференц-связи и т.д.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Модель методики использования географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников при изучении курса «География России»
В ходе создания модели мы исходили из положения, что любая система состоит из взаимосвязанных компонентов, способна к развитию и функционирует во взаимосвязи с окружающей ее средой. При конструировании модели предполагалось. Изучение основ экологического и ге ...

Особенности формирования общения у детей с общим недоразвитием речи
В отечественной психологии общение рассматривается в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, ведущего вида деятельности человека, направленного на познание и оценку самого себя посредством взаимодейс ...

Разделы