Профилактическая работа социального педагога осуществляется по таким направлениям:
Изучение и выявление причин аддиктивного поведения детей и подростков.
Предупреждение развития асоциальной, криминальной и патологической направленности личности.
Организация специальной психологически и педагогически выверенной деятельности с подростками, входящими в группу риска.
Взаимодействие с другими специалистами и смежными социальными службами, участвующими в профилактическом социально-педагогическом процессе, для интеграции воспитательных усилий.
Таким образом, деятельность социального педагога предполагает осуществление следующих функций:
исследовательские;
предупреждающие, профилактические;
коррекционно-развивающие, реабилитационные;
развивающие взаимодействие во имя решения проблем ребенка.
Исследовательское направление профилактической работы предполагает изучение социальной ситуации развития детей, нуждающихся в педагогической поддержке, получение наиболее полной информации об уровне их социального развития. Информация такого рода имеется, как правило, у членов административной команды, учителей, классных руководителей, психолога школы, родителей.
Социальный педагог собирает и выстраивает информацию на основе представлений работающих с детьми специалистов. Он выявляет систематических нарушителей школьных норм и правил (частые пропуски уроков, вызывающее поведение, неподчинение общим требованиям, курение, сквернословие и др.). Следующую группу составляют ученики, нарушающие нравственно-правовые нормы в семье, на улице, во дворе, школе (оскорбление одноклассников, малышей, учителей, использование физической силы при выяснении отношений, воровство, принуждение к чему-то, порча мебели и других предметов школьного интерьера и др.).
Социальный педагог узнает все о социальном составе семьи и по возможности изучает контакты своих потенциальных клиентов за пределами школы.
После этого начинается непосредственное общение и установление контактов с подростком.
Важно сделать вывод о том, можно ли рассчитывать на взаимодействие с родственниками: насколько их волнует судьба ребенка и готовы ли они активно участвовать в изменении ситуации.
Не менее важно выявление педагогического стиля, сложившегося по отношению к данному ребенку в школе, семье. С этой целью можно использовать методику экспертного оценивания педагогического стиля, включающую следующие показатели:
1. Отношение педагога к органам классного самоуправления:
развивает, опирается на органы самоуправления;
игнорирует, не придает им значения;
подавляет органы самоуправления, подбирает их самолично, без учета мнения коллектива класса.
2. Предпочтительные меры коррекции поведения и стимулирования учащихся:
предпочитает поощрение наказанию, не забывает похвалить ученика за успех;
проявляет нейтральное отношение к успехам и проступкам учащихся;
предпочитает меры наказания мерам поощрения; при малейшей оплошности ребенка следует разнос, вызов родителей и т.д.
3. Решение конфликтных ситуаций в классе:
при возникновении конфликта пытается объективно разобраться в его причинах, способен признать свою ошибку;
уходит от решения конфликтной ситуации, не замечает ее;
в конфликте занимает наступательную позицию, подавляет окружающих.
4. Жесткость в требованиях:
требователен в меру, способен войти в обстоятельства, не позволившие учащемуся выполнить должным образом требование учителя;
в отношениях с учащимися проявляет попустительство, не умеет требовать выполнения своих поручений и указаний;
непреклонен, не прощает учащимся малейшего отклонения от своих требований, не признает смягчающих вину обстоятельств.
5. Дистантность в общении:
находится с учащимися в тесном контакте, пользуется доверием ребят, способен говорить с ними доверительно;
не придает значения взаимоотношениям с учащимися, мало общается вне урока;
подчеркнуто держит дистанцию, общается с ребятами в официальном тоне, в русле сугубо деловых разговоров.
Как правило, можно выделить три группы учителей: императивного, сотрудничающего и попустительского стиля. На основании экспертного заключения социальный педагог может судить об особенностях психологического климата в классе, где учится ребенок. С этой же целью может быть использована социометрическая методика, которая позволяет выявить в коллективе так называемый «индекс изоляции» тех или иных его членов.
Другие статьи:
Развитие навыков самостоятельной творческой деятельности в процессе
обучения иностранному языку
Работа педагога всегда очень сложный процесс. И в настоящее время, когда престиж все торговые падает значительно усложняет. В сфере искусства круг проблем, стоящих перед учителем, особенно широк, отсюда есть особой сложности нашей торговли. Вся наша деятельно ...
Физика как основа для развития критического мышления
Безусловно, этот процесс должен быть комплексным, т.е. распространяться на все учебные предметы, включая физику, которая вносит значительный вклад в умственное развитие человека. С незапамятных времен место в системе школьного образования определялось ее роль ...