Мотив дороги в русской литературе. Тема скитаний и странствий

Педагогика » Краеведческая проблема пространства в школьном изучении литературы » Мотив дороги в русской литературе. Тема скитаний и странствий

Страница 2

Ученикам следует сообщить еще один мотив, введенный Е. А. Баратынским, — возвращения героя после долгих скитаний, странствий на свою «милую родину». Этот мотив был развит потом в поэзии С. Есенина, А. Твардовского, Н. Рубцова.

Останавливаясь на теме дороги, странствий, учитель должен иметь в виду еще один аспект проблемы. Дорога, странствия передают движение героев не только по отношению к пространству, но и ко времени. Известен термин «хронотоп», введенный М. М. Бахтиным в литературоведение и обозначающий «взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе». Однако анализируя творчество И. Бродского, изучаемого теперь в школе, Л. О. Чернейко отмечает, что «эмоциональные отношения пространства и времени в художественном восприятии И. Бродского предполагают их неравенство: пространство укоряет время, пространство статично, а время движется, время уходит, а пространство остается». Для доказательства Л. О. Чернейко берет стихотворение И. Бродского «В горах»: «Чем объятия плотней, тем пространство сзади — гор, склонов, складок, простыней — больше, времени в укор».

Таким образом, сквозные темы дороги, скитаний в разных аспектах учитель может рассматривать с учениками с V по XI класс.

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Система уроков в теме
Каждый биологический курс состоит из ряда тем программы в последовательности, определяемой логикой их содержания. Тема объединяет логически связанные вопросы, изучаемые на отдельных уроках. Таким образом, каждая тема программы представляет систему логически с ...

Изучение роли кинестетики и кинезиологии в формировании учебных навыков у младших школьников
Опираясь на методику В.Ф. Базарного, где он утверждает, что движение во время урока и каллиграфические упражнения влияют на здоровье и правильное психическое развитие школьников, можем сказать, что организм полностью отвечает за уровень учебы. Совместно со св ...

Разделы