Использование возможностей информационно-компьютерных технологий на уроке литературы

Педагогика » Виды уроков по литературе в зависимости от их содержания, цели и методов проведения » Использование возможностей информационно-компьютерных технологий на уроке литературы

Страница 4

Наглядные материалы, способствующие организации такой работы, сегодня практически отсутствуют, или являются низкого качества. В презентации можно включить тексты художественных произведений, репродукции тематически близких картин, иллюстрации, фотографии сцен из спектаклей, поставленных по драматическим произведениям, музыкальные фрагменты - то есть на одном носителе размещена обширная информация, позволяющая рассматривать творчество писателя в широком культурном контексте. Преимущество экранной подачи материала заключается и в предоставленной возможности выделить тот или иной фрагмент иллюстрации, увеличить его, вывести на экран несколько разных фотокопий одновременно, перенести изображение на бумажный носитель и т.д. Звуковое сопровождение может быть представлено музыкальными произведениями, авторским чтением стихотворений и компьютерным воспроизведением текстовой части. Объявление темы, целей и задач, этапов будущего урока в форме презентации значительно повышает уровень устойчивого внимания.

Разработки-презентации, дополненные иллюстративным материалом, повышают интерес к изучаемым темам, уровень восприятия материала. При объяснении нового материала использование инновационных технологий позволяет осуществлять принцип наглядности на более высоком современном уровне. Презентации сопровождают объяснения учителя интерактивными таблицами, анимационными моделями, словарными статьями, сведениями о писателях. Большую помощь оказывают электронные учебники и энциклопедии. Например, "Русская литература", "Энциклопедия русской литературы", "Библиотека мировой художественной культуры", "Энциклопедия Кирилла и Мефодия" и подобные. Все они имеют систему управления и переходов между различными разделами, включают готовые тестовые задания разных уровней сложности.

Однако особый интерес представляет методика по использованию возможностей компьютерной поддержки в режиме онлайн на различных этапах урока литературы, где возможна такая организация работы. Например, на этапах закрепления и повторения эффективны задания по составлению и заполнению таблиц с использованием материалов из папки. При знакомстве с критикой на произведение можно предложить такое задание: выбрать из критических статей разных авторов мысли, которые, на ваш взгляд, сходны (противоречат) друг другу и мотивировать отбор. Аналогичным типом задания служит сопоставление взглядов на произведение автора и литературных критиков.

Систематизируя полученные из опыта работы результаты, с уверенностью можно утверждать, что использование компьютера даёт учителю не только выигрыш во времени, но и позволяет сразу увидеть и оценить результативность работы каждого ученика в режиме реального времени. Следовательно, урок становится более плотным, появляется возможность выполнения большего количества заданий разного типа, расширяются возможности использования дифференцированного подхода в обучении: тот, кто справился с заданием, может переходить к более трудному (следующему) виду работы, кто не справился, повторить изученный (требуемый) материал и попробовать свои силы ещё раз.

Не только разнообразие видов деятельности на разных этапах современных уроков литературы, но и внеклассная работа поможет заинтересовать учеников и привлечь внимание каждого. Ученик должен идти в класс с желанием работать, без этого невозможно получение прочных, качественных знаний. И для словесников естественно стремление искать (и находить) новые эффективные приемы и средства обучения, чтобы повысить грамотность учащихся, более успешно решать образовательные и воспитательные задачи. В этом помогает внеклассная работа, которая является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы. Продолжая и подкрепляя классные занятия, она в то же время отражает присущую только ей специфику в содержании, организационных формах, методах и приемах реализации стоящих перед нею задач. Основные задачи внеклассной работы по литературе следующие:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Что такого особенного может дать ребенку сверстник, чего никогда не даст взрослый
Общаясь со взрослым, ребенок просто воспринимает его точку зрения, но не переосмысливает ее, не перепроверяет. Взрослый для ребенка - образец, практически, трудно достигаемый. В общении со сверстником у ребенка совсем иная позиция. Точка зрения, особенно не с ...

Воспитательная составляющая образовательного процесса
Одним из основных направлений образовательной деятельности в университете является воспитательная деятельность, в основу которой положен ряд принципиальных идей, отражающих современные тенденции развития мирового и российского высшего образования, в которых о ...

Разделы