Исторические предпосылки возникновения географического прогнозирования в географической науке

Педагогика » Географическое прогнозирование как элемент экологической подготовки школьников при обучении курсу География России » Исторические предпосылки возникновения географического прогнозирования в географической науке

Страница 2

В биогеографию и экологию большой вклад внес А.Ф. Миддендорф (1815–1894). Он положил начало экологическому подходу к изучению флоры и фауны Миддендорф описал основные древесные породы Сибири и наметил их ареалы в зависимости от условий географической среды – климата, рельефа, почв и др. Места обитания определенных групп животных он связал с ландшафтными особенностями территории и выделил экологические категории, приближающиеся к современному понятию о биоценозе. На обширном фактологическом материале исследования Сибири и Дальнего Востока он развил новые представления об адаптации организмов, об особенностях миграции флоры и фауны под воздействием природной среды .

В своих исследованиях Н.А. Северцов (1827–1885) придавал большое значение взаимосвязи природных явлений, в особенности в животном мире и растительности, постоянно подчеркивал взаимодействие «живой» и «мертвой» природы. Установлено, что он стал родоначальником русской зоогеографической школы ландшафтно-экологического направления. Сфера деятельности Н.А. Северцова распространялась на экономику, этнографию, картографию, фольклор, топонимику. Его труд «Зоогеография» содержит обильные материалы по экологии животных.

Перу Н.М. Пржевальского (1839–1888) принадлежит комплексное описание природы до того времени совершенно не изученных территорий Центральной Азии и Дальнего Востока. Расширяя задачи исследований, он изучал и общественную деятельность человека.

Выдающийся русский географ, антрополог и этнограф Д.Н. Анучин (1843–1923) рассматривал географию как комплекс наук о природе и человеке. Он заметил, что исключение человеческого элемента из области географического изучения несостоятельно, так как человек постоянно находится в общении с природой и без него нельзя объяснить многих особенностей ландшафта. Д.Н. Анучин писал, что изучение различных по характеру явлений на земной поверхности дает ключ для выяснения географических и экологических закономерностей. И в наши дни идеи Д.Н. Анучина способствуют решению многих экологических проблем.

Особую роль в становлении науки почвоведения сыграл В.В. Докучаев (1846–1903). В своей работе «Наши степи прежде и теперь» он писал о необходимости комплексного подхода к изучению всех компонентов географической среды и знанию особенностей их взаимодействия в процессе преобразования природы. Он отстаивал возможность улучшения почв «в результате умелой культуры». Под руководством В.В. Докучаева было посажено около 180 га полезащитных лесополос в Каменной степи.

Большой вклад в теорию ландшафтоведения и преобразование природы внес геоботаник А.Н. Краснов (1862–1914). Являясь одним из создателей Батумского ботанического сада, он не только пропагандировал интродукцию субтропических культур в Колхиду, но и предлагал пути их рационального использования. А.Н. Краснов является одним из основоположников учения о географических комплексах. Основной целью географии он считал «установление классификации географических сочетаний, изучение их особенностей, причин распределения их и их влияния на человека».

Рассматривая климат как часть географической среды, А.И. Воейков (1842–1916), всегда обращал внимание на изучение проблемы изменения природы человеком.

В своей статье «Климат и народное хозяйство» он писал о том, что бороться с засухой надо путем степного лесоразведения, путем устройства прудов и водоемов. Главной задачей географии он считал всестороннее изучение взаимодействия человека и природы. Именно этой проблеме посвящены работы «Очерк работ западной экспедиции по осушению болот за 1873–1898 г.г.», «Орошение Закаспийской области с точки зрения географии и климатологии» и другие. Характеризуя климатические условия отдельных районов России, А.И. Воейков внес много предложений по их рациональному использованию.

В.И. Вернадский (1863–1945) является основоположником учения о биосфере [20]. Ученый отмечал, что целые области биологических проблем без географического подхода остаются вне кругозора биологии и человек искусственно создает процессы, которые «никогда не проходили в биосфере» . Вернадский призывал изучать эти процессы с позиций геохимии и учитывать отдаленные последствия хозяйственной деятельности. «Я думаю, - писал он, - что в ближайшие годы вопросы, связанные с потенциальными условиями человеческой жизни, как она определяется возможностями окружающей нас среды, примут еще большее, еще более злободневное значение» .

Идеи В.И. Вернадского о ноосфере проникли во все естественные науки и явились воплощением глобального географического прогнозирования.

В.П. Семенов–Тянь–Шанский (1870–1942) в рамках разработанной им классификации наук сосредоточивал внимание на географии человека. Он видел высокую гуманистическую миссию географии в сохранении уникального этнического потенциала и необходимости укрепления связей человека с землей . В исследованиях В.П. Семенова–Тянь–Шанского нашли отражение идеи физико-географического районирования.

Одним из основоположников физико-географического районирования является С.С. Неуструев (1874–1928). Он подчеркивал необходимость учета местных и региональных особенностей в хозяйственной деятельности людей. Развивая идеи В.В. Докучаева, исследователь рассматривал почвы как один из элементов географического ландшафта, указывал на зависимость почв от рельефа, состава горных пород и других факторов почвообразования.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Закономерности отклоняющегося развития как основание деятельности психолога в системе специального образования
В соответствии с декларируемыми в главе 1 принципами теоретико-методологического позиционирования и единства методологии, диагностической и коррекционной деятельности психолога необходимо определить, какие методологические подходы и концепции находятся в осно ...

Мировые тенденции развития открытого образования
В мировом образовательном пространстве накоплен огромный опыт внедрения и использования ДО. При этом, несмотря на наличие чисто виртуальных учебных заведений, ДО признается одной из форм обучения наряду с другими. Первоначально дистанционные программы мало че ...

Разделы