Исторические предпосылки возникновения географического прогнозирования в географической науке

Педагогика » Географическое прогнозирование как элемент экологической подготовки школьников при обучении курсу География России » Исторические предпосылки возникновения географического прогнозирования в географической науке

Страница 3

С позиции взаимодействия общества и природы А.А. Борзовым (1874–1939) были сформулированы задачи и цели географической науки в области природопользования. Он писал: «…планомерное использование природных сил, научно оправданное и сознательное, требует цельного и полного их знания, комплексного обучения и не позволяет ограничиваться эксплуатацией отдельных богатств без учета того, как это отразится на географической среде».

А.А. Борзов обосновал необходимость применения средств наглядности в учебном процессе и комплексных экскурсий в природу. Он впервые ввел в учебную программу полевую практику студентов.

Г.Ф. Морозов (1867–1920), является основателем учения о лесе. Он считал, что «…биологические и экологические свойства древесных пород являются устойчивыми лишь в определенных географических условиях, в закономерной зависимости от географической среды» . По его мнению, «…среда, вызывая определенный состав леса, управляет затем взаимными отношениями составляющих лес организмов, и эта географическая обусловленность всех явлений, представляемых лесом, так существенно важна, что ни в лесоведении, ни в лесоводстве нельзя и шага сделать, не принимая во внимание географического элемента». (Курсив наш. Д.З.).

В.Ю. Визе (1886–1954) широко известен исследованиями Арктики, а также разработкой теоретических вопросов метеорологии, океанографии, гляциологии и исторической географии. В своих научных работах В.Ю. Визе неоднократно доказывал единство географической оболочки и связь между отдельными явлениями, которые происходят на общем фоне крупномасштабных процессов .

Всесторонний анализ экологических и исторических причин формирования растительности Арктики был проведен Б.Н. Городковым (1890–1953) [28]. При этом исследователь отстаивал комплексный подход при изучении любого компонента ландшафта.

Большое внимание антропогенному влиянию на природу уделял геоботаник Н.И. Кузнецов (1854–1932), он настойчиво проводил мысль о значительно большей облесенности Южной и Средней России до поселения там человека. Он утверждал, что «…уничтожение лесов и других форм растительности естественной . является главнейшей причиной крайне неправильного водного хозяйства нашего Отечества, последствием чего и являются неурожаи, голод, сыпучие пески, иссушающие ветры, пыльные бураны и прочие бедствия, столь вредно отзывающиеся на хозяйстве нашего плодородного юга». Н.И. Кузнецов заявлял о необходимости проведения лесовосстановительных и болотоохранительных мероприятий в целях сохранения плодородия почв Южной России.

Взаимосвязи между климатом и жизнью издавна привлекали внимание географа и климатолога Л.С. Берга (1876–1950). «Эти взаимосвязи - основа экологии, сама экология» . Не случайно одну из своих работ ученый назвал «Климат и жизнь». Он писал: «В ландшафте нельзя изменить одной части, чтобы не изменилось все остальное» . Известный со времен античности постулат «все течет, все изменяется» приобрел у Л.С. Берга новое звучание применительно к ландшафтоведению. В его трудах содержатся истоки современного учения о ландшафтах, геокомплексах.

Биогеоценотическое направление в науке заложено исследованиями В.Н. Сукачева (1880–1967). Курсом «Географическое распространение древесных пород» В.Н. Сукачев положил начало географическому направлению в ботанике.

В.Г. Глушков (1882–1939) ввел в географическую науку такой метод как гидрологический прогноз, учитывающий изменение водного баланса. (Курсив наш. Д.З.).

В работах академика И.П. Герасимова (1905–1985) к 60-70 г.г. начали выкристаллизовываться конструктивно-географическое и социально-географическое направления. «Окружающая среда, – писал он, – характеризуется высокой пространственной изменчивостью, причем именно это ее свойство имеет огромное экологическое значение. Поэтому и представляется возможность считать географическое изучение окружающей среды необходимым условием для любых экологических исследований, а географическим наукам должна принадлежать лидирующая роль в фундаментальных экологических исследованиях…» .

Одно из главных мест в научном наследии В.Б. Сочавы (1905–1978) занимают проблемы геоботаники. Широкий географо-генетический взгляд позволил ученому подойти к разработке принципов классификации растительности на комплексной эколого-географической основе [103]. В.Б. Сочава видел в учении о геосистемах теоретическую основу оптимизации природной среды, труды ученого играют конструктивную роль в возведении моста между географией и экологией [104] (Курсив наш. Д.З.).

Одним из разработчиков географического прогнозирования являлся К.К. Марков (1905–1980). Высший этап географических исследований, по К.К. Маркову, заключается в анализе пространственно-временных географических структур и в решении важных прикладных задач природопользования .

Выдающийся флорист, систематик и геоботаник П.Н. Крылов (1850–1931), является одним из основателей учения о растительных сообществах (фитоценологии). Он обратил внимание на то, что растения при совместном произрастании должны влиять друг на друга, вступать в определенные отношения .

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Анализ организации неурочной учебной деятельности учащихся
Образовательный процесс современной школы характеризуется плюрализмом разнообразных способов организации и форм обучения. Под формой обучения понимается целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познават ...

Повышение педагогического мастерства воспитателей с целью обогащения содержания сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста
Для проверки гипотезы была организована экспериментальная работа, которая проходила на базе ДОУ № 5 . В эксперименте принимали участие воспитатели старших групп, 20 детей в возрасте от 4 лет 11 мес до 5 лет 10 мес , 20 родителей. Состав педагогических участни ...

Разделы