Выявление уровня интеллектуального развития младшего школьника

Педагогика » Психологическая готовность младших школьников к обучению в средней школе » Выявление уровня интеллектуального развития младшего школьника

Страница 2

Экспериментатор подсчитывает количество правильно (М) и неправильно (N) указанных фигур. Уровень узнавания (Е) подсчитывается по формуле

Е = М/9 + N.

v Методика «Опосредованное запоминание»

(предложена Л.С. Выготским и А.Р. Лурия. Разработана А.Н. Леонтьевым)

Цель: исследование уровня опосредованного запоминания, особенностей мышления.

Испытуемому предлагается к словам, которые по одному называет экспериментатор (всего 15 слов) подобрать картинку, которая в последствие поможет ему вспомнить определенное слово (всего 30 карточек с изображениями предметов). После того, как карточка выбрана и отложена, у испытуемого выясняют, как эта карточка поможет ему вспомнить то или иное слово.

После того, как все отобранные карточки отложены, через 40 – 50 минут экспериментатор показывает в произвольном порядке каждую карточку и просит испытуемого вспомнить, для какого слова она выбрана. При этом обязательно задают вопрос «Чем тебе данная карточка напоминает это слово?» или «Как ты смог вспомнить это слово?».

Выбор карточек, воспроизведение слов и все объяснения по этому поводу фиксируются в протоколе.

Верного или неверного выбора здесь не существует. Важно, смог ли испытуемый установить смысловую связь между предъявленным словом и рисунком на карточке.

v Методика «Корректурная проба»

(тест Бурдона)

Цель: исследование степени концентрации и устойчивости внимания.

Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур). Испытуемый просматривает бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки. Через каждые 60 секунд по команде экспериментатора испытуемый отмечает вертикальной чертой то место, до которого успел просмотреть бланк.

Возможны и другие варианты данной методики: вычеркивать буквосочетания или одну букву вычеркивать, а другую подчеркивать.

Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важными показателями являются характеристики качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60 – секундный интервал работы).

Если же требуется проверить еще и уровень переключаемости внимания, то испытуемому предлагается зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.

v Методика «Таблицы Шульте»

Цель: определение устойчивости внимания и динамики работоспособности.

Испытуемому поочередно предлагается 5 таблиц, на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает. Показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.

Основной показатель – время выполнения, а также количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения по каждой таблице может быть построена «кривая утомляемости», отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

С помощью этого теста можно вычислить еще и такие показатели, как эффективность работы, степень врабатываемости, психическая устойчивость, которые предложены А.Ю. Козыревой.

v Методика «Красно – черная таблица»

(методика Горбова)

Цель: оценка переключения и распределения внимания.

Исследование проводится с помощью специальных бланков, на которых 25 красных и 25 черных числа. Испытуемый сначала должен отыскать черные числа в порядке их возрастания, затем красные в убывающем порядке.

Следующее задание (на отдельном бланке) заключается в попеременном поиске черных чисел в возрастающем и красных чисел в убывающем порядке.

Учитывается время выполнения каждой серии и ошибки.

v Методика изучения уровня внимания у школьников

(предложена П.Я. Гальпериным, С.Л. Кабылицкой)

Цель: изучение уровня внимания и самоконтроля учащихся 3 – 5 классов.

Испытуемому предлагается найти и исправить в тексте ошибки (в том числе и смысловые). Для нахождения этих ошибок не требуется знание правил, но необходимы внимательность и самоконтроль (текст содержит 10 ошибок).

Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и т.д.). Также исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом и т.д.

v Методика «Толкование пословиц»

Цель: исследование уровня, целенаправленности мышления умение понимать и оперировать переносным смыслом текста, дифференцированности и целенаправленности суждений, степени их глубины, уровня, развития речевых процессов.

Испытуемому называют несколько метафор и пословиц и просят объяснить их отвлеченный переносный смысл.

Можно использовать данный тест и в другом варианте – предложив испытуемому сравнить между собой фразы и найти среди них сходные или противоположные по смыслу. Это позволит диагностировать уровень сформированности ассоциативных процессов и гибкости мышления.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Развитие словаря в игровой деятельности
1. Дидактические игры и задания по формированию словаря существительных. Игра «Назвать слово как можно быстрее». Детям дается задание разложить картинки на две группы (при этом критерий классификации не называется). Рекомендуются следующие группы слов: Помидо ...

Профессиональная ориентация учащихся в условиях урочной и внеурочной работы по географии
Вся система воспитания и обучения учащихся призвана подвести их ко времени окончания неполной средней школы к обдуманному выбору профессии и соответствующего учебного заведения для продолжения образования. Поэтому с раннего возраста у детей необходимо формиро ...

Разделы