Выявление уровня интеллектуального развития младшего школьника

Педагогика » Психологическая готовность младших школьников к обучению в средней школе » Выявление уровня интеллектуального развития младшего школьника

Страница 3

Результаты оцениваются с помощью специальной таблицы.

v Методика «Простые аналогии»

Цель: выявление характера логических связей и отношения между понятиями.

Испытуемому предлагается серия логических заданий, состоящая из нескольких блоков. В каждом блоке даны 2 группы слов. Первая группа состоит всего их двух слов, состоящих в каком – то отношении. Вторая группа слов представлена ключевым словом и рядом слов, из которых требуется подобрать пару ключевому слову таким образом, чтобы образовалась новая пара слов, находящихся между собой в том же отношении, что и слова первой группы.

Оценивая работу, подсчитывается количество правильных и ошибочных ответов, анализируется характер установленных связей, фиксируется последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий.

v Методика «Сравнение понятий»

Цель: исследование операций сравнения, анализа и синтеза.

Испытуемому предлагается несколько пар слов для сравнения. Испытуемый читает или слушает заданные пары и отвечает относительно каждой пары на вопрос «Чем они похожи?» , а затем «Чем они отличаются?» (важен порядок: сначала сходство, а затем различие).

Все ответы испытуемого фиксируются в протокол. Учитывается то, насколько испытуемый может выделять существенные признаки сходства и различия понятий. Кроме того исследователю надо обратить внимание на то, как испытуемый выполняет требования, касающиеся заданной последовательности при выполнении заданий, что ему дается легче – нахождение сходства или различий.

v Методика «Выделение существенных признаков»

Цель: исследование особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков или явлений от несущественных, второстепенных.

Испытуемому предлагается бланк с напечатанными рядами слов. Каждый ряд состоит из 5 слов в скобках и одного – перед скобками.

Оценка результатов осуществляется по специальной таблице.

Страницы: 1 2 3 

Другие статьи:

Методические рекомендации для учителей начальных классов по построению педагогического имиджа
Наиболее важными элементами построения педагогического имиджа являются следующие (по А.А. Калюжному): 1. Создание имиджа является только дополнением, а не заменой педагогической деятельности. 2. Следует обращаться к созданию педагогического имиджа задолго до ...

Методика использования компьютерных технологий в процессе обучения ОБЖ
Как показывают многочисленные исследования, использование современных информационных технологий позволяет значительно увеличить внимание, запоминаемость в процессе усвоения нового знания при значительном сокращении длительности процесса передачи знания от учи ...

Разделы