Результаты оцениваются с помощью специальной таблицы.
v Методика «Простые аналогии»
Цель: выявление характера логических связей и отношения между понятиями.
Испытуемому предлагается серия логических заданий, состоящая из нескольких блоков. В каждом блоке даны 2 группы слов. Первая группа состоит всего их двух слов, состоящих в каком – то отношении. Вторая группа слов представлена ключевым словом и рядом слов, из которых требуется подобрать пару ключевому слову таким образом, чтобы образовалась новая пара слов, находящихся между собой в том же отношении, что и слова первой группы.
Оценивая работу, подсчитывается количество правильных и ошибочных ответов, анализируется характер установленных связей, фиксируется последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий.
v Методика «Сравнение понятий»
Цель: исследование операций сравнения, анализа и синтеза.
Испытуемому предлагается несколько пар слов для сравнения. Испытуемый читает или слушает заданные пары и отвечает относительно каждой пары на вопрос «Чем они похожи?» , а затем «Чем они отличаются?» (важен порядок: сначала сходство, а затем различие).
Все ответы испытуемого фиксируются в протокол. Учитывается то, насколько испытуемый может выделять существенные признаки сходства и различия понятий. Кроме того исследователю надо обратить внимание на то, как испытуемый выполняет требования, касающиеся заданной последовательности при выполнении заданий, что ему дается легче – нахождение сходства или различий.
v Методика «Выделение существенных признаков»
Цель: исследование особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков или явлений от несущественных, второстепенных.
Испытуемому предлагается бланк с напечатанными рядами слов. Каждый ряд состоит из 5 слов в скобках и одного – перед скобками.
Оценка результатов осуществляется по специальной таблице.
Другие статьи:
Здоровье человека как интегративная междисциплинарная категория
По своей актуальности проблема здоровья человека считается одной из самых важных и сложных в современной науке. Понятие «здоровье» не имеет общепринятого унифицированного толкования, характеризуется многозначностью и неоднородностью содержательного состава. С ...
Развитие произносительной стороны речи у детей
Имеется много исследований, которые с большой убедительностью показали, что все психические процессы у ребенка – восприятие, память, внимание, мыслительные операции, воображение – развиваются через речь (Л. С. Выготский, А Л. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.). Изв ...