Выявление социально-личностной зрелости младшего школьника

Педагогика » Психологическая готовность младших школьников к обучению в средней школе » Выявление социально-личностной зрелости младшего школьника

Страница 2

v Методика «Особенности характера ребенка и его поведение в семье, школе»

(разработана Рене Жилем)

Цель: исследование социальной приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения.

Р. Жиля состоит из 42 заданий, среди которых 25 картинок с изображением детей или детей и взрослых, кратким текстом, поясняющим изображенную ситуацию, и вопросом к испытуемому, а также 17 текстовых заданий. Ребенок, рассматривая рисунки, отвечает на поставленные к ним вопросы, показывает выбранное им для себя место на изображенной картинке, рассказывает, как он повел бы себя в той или иной ситуации, или выбирает один из перечисленных вариантов поведения.

Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, получаемый с помощью методики, можно условно разделить на две большие группы переменных:

A. Переменные, характеризующие конкретно – личностные отношения ребенка с другими людьми:

1) отношение к матери;

2) отношение к отцу;

3) отношение к матери и отцу, воспринимающимся ребенком как родительская чета (родители);

4) отношение к братьям и сестрам;

5) отношение к бабушке, дедушке и другим близким взрослым родственникам;

6) отношение к другу (подруге);

7) отношение к учителю (воспитателю).

Соотнеся полученный от испытуемого ответ с той или иной переменной, экспериментатор вписывает номер выполненного задания в клеточку соответствующей шкалы. В итоге заполнения регистрационного листа экспериментатор получает профиль особенностей системы отношений ребенка и связанных с нею некоторых личностных и поведенческих характеристик испытуемого.

Рисуночные тесты в отличие от большинства предыдущих прямых методов исследования являются косвенными и относятся к категории проективных. То есть они как бы дают проекцию — портрет личности. Их популярность связана с расцветом психоанализа, благодаря которому было введено понятие бессознательного (бессознательное — это самый темный уголок души).

Рисуночные тесты обладают рядом преимуществ. Считается, что тестовые ситуации достаточно привычные и позволяют тестируемому раскрепоститься и проявить те особенности, которые не нашли выхода на более ранних этапах исследования. К тому же в процессе рисования контроль так называемого «цензора сознания» ослабевает, что позволяет в той или иной мере раскрыться бессознательному. Рисунки могут оказаться хорошим поводом для установления контакта и взаимопонимания с испытуемым, что позволит получить информацию о нем.

И тем не менее рисуночные тесты имеют и ряд недостатков. Прежде всего — трудно установить связь между рисунками и искомыми параметрами. Кроме того, интерпретация зависит от личности исследователя — проекция является обоюдоострым оружием, действию которого подвергается и сам экспериментатор, поэтому необходимо быть осторожным в интерпретации.

Все данные, полученные при помощи рисуночных тестов, обязательно должны сопоставляться с результатами, полученными при обычном тестировании. В целом толкование результатов рисуночных тестов должно быть сделано с учетом максимально полной информации о том, кого вы тестировали, его прошлом и настоящем.

v Тест «Дом – Дерево – Человек»

(предложен Дж. Буком в 1948 г.)

Цель: оценка личности испытуемого, уровня его развития, работоспособности и интеграции; получение данных, касающихся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности.

Испытуемого просят нарисовать сначала дом, потом дерево, а затем человека (обязательно в полный рост) так хорошо, насколько это возможно. Исследователь фиксирует все аспекты, касающиеся времени, последовательность изображения деталей каждого рисунка, все комментарии, самопроизвольно сделанные испытуемым, любую эмоцию. Пострисуночный опрос проводится по специальным вопросам.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Основные нововведения последних лет, инициированные образовательными учреждениями в системе оценки достижений учащихся
В последние десятилетия в различных образовательных учреждениях и педагогических системах, позиционирующих себя как нетрадиционные, разрабатывались и вводились в практику новые формы оценивания в классе, выходящие за рамки пятибалльной шкалы. Наибольшую извес ...

Психолого - педагогические условия развития творческого воображения в театрализованной деятельности
Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией ...

Разделы