Выявление социально-личностной зрелости младшего школьника

Педагогика » Психологическая готовность младших школьников к обучению в средней школе » Выявление социально-личностной зрелости младшего школьника

Страница 1

Социальные качества человека обнаруживаются в его личности — устойчивой системе социально значимых черт. Личность включает в себя и характер и темперамент человека, но не ограничивается ими.

v Опросник Шмишека

Цель: опросник предназначен для диагностики типа акцентуации личности. Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда, который считает, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты составляют стержень, ядро личности. В случае яркой выраженности (акцента) основные черты становятся акцентуациями характера. Соответственно личности, у которых основные Черты ярко выражены, названы Леонгардом «акцентуированными».

Опросник содержит 10 шкал, в соответствии с десятью выделенными Леонгардом типами акцентуированных личностей, и состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет».

Результаты опроса сверяются с ключом, а полученные данные могут быть представлены в виде «профиля личностной акцентуации».

v «Определение склонности к фрустрации»

(методика Розенцвейга)

Цель: методика предназначена для исследования реакций

на неудачу и

способов выхода из ситуаций,

препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. Фрустрация — состояние напряжения, расстройства, беспокойства, вызываемое неудовлетворенностью потребностей, объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, препятствиями на пути к

важной цели. С помощью методики можно исследовать различные реакции на сильный раздражитель.

В представленной методике 16 ситуаций, в которых создается препятствие, которые останавливают, обескураживают,

обижают, сбивают с

толку, и

8 ситуаций, в которых субъекта обвиняют в чем – то. Между этими группами ситуаций имеется связь, так как

ситуация «обвинения» предполагает, то ей предшествовала ситуация «препятствия»,

Всего методика состоит из 24 схематических контурных рисунков, на каждом из которых изображены два люди,

занятые еще не законченным разговором. Эти рисунки предъявляются испытуемому. Предполагается, что, «отвечая за другого»

,

испытуемый легче, достовернее изложит свое мнение

и проявит типичные для него реакции выхода из конфликтных ситуаций.

Исследователь отмечает общее время опыта. Каждый из полученных ответов оценивается, в соответствии с теорией Розенцвейга, по двум критериям: по направлению реакции (агрессии) и по типу реакции. Вначале исследователь определяет направление реакции, содержащееся в ответе испытуемого, а затем выявляет тип реакции. Далее вычисляется GCR – коэффициент групповой комфортности (мера индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению). Он определяется путем сравнения ответов испытуемого со стандартными величинами, полученными путем статистического подсчета. Ситуации, которые используются для сравнения, представлены в специальной таблице.

v Методика «Социометрия»

(разработана Дж. Морено)

Цель: социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач:

- изменение степени сплоченности – разобщенности в группе;

- выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии – антипатии;

- обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

Формулируются критерии социометрического выбора – формальный (относительно совместной деятельности) и неформальный (относительно эмоционально – личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью). После формулируется сам опросник, определяется способ выбора. По полученным результатам составляется социоматрица и делаются соответствующие выводы.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Психолого-педагогическая характеристика детей с амблиопией и косоглазием
Психофизиологические исследования нормально развивающихся детей от 0 до 3 лет (Д.А. Фарбер) по становлению и развитию зрительной функции показали, что раннее созревание проекционных корковых зон дает возможность нормально видящим детям принимать сенсорную инф ...

Роль географического прогнозирования в географической науке
Перед тем, как обозначить роль географического прогнозирования в системе экологического и природоохранного образования, необходимо дать ему определение, максимально точно отражающее его суть для целей использования его в школьной географии. В различные период ...

Разделы