Методики диагностики индивидуальных особенностей памяти

Педагогика » Причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников » Методики диагностики индивидуальных особенностей памяти

В настоящее время практическая психология располагает большим количеством методик исследования, позволяющих определять эффективность памяти в разных аспектах: в зависимости от содержания запоминаемого материала, времени хранения, степени произвольности при запоминании и воспроизведении.

Методика Проба на запоминание 10 слов. направлена на исследование особенностей оперативной памяти, выявления степени её тренированности. Кроме того, методика позволяет судить об индивидуальных качествах внимания (устойчивость, концентрация), о способности к длительному сосредоточению, а также о сформированности качеств волевой регуляции запоминания.

Итоги диагностики детей 3 класса по методике «Проба на запоминание 10 слов»:

У большинства детей 3 класса объём памяти достаточный. Прочность памяти зависит от мотивации. Но есть также дети (16%), у которых выявлена недостаточная четкость и ярко общих представлений, неумение актуализировать их в речевой деятельности и свободно оперировать ими. Объём ассоциативных связей невелик и в основном связан с конкретными представлениями, нет опыта самостоятельного установления ассоциативных связей.

Методика Воспроизведение визуальных репродукций. (Д. Векслер)

представляет собой один из субтестов разработанной Векслером шкалы памяти. Она позволяет исследовать особенности зрительной памяти, объём и качества образной памяти.

В качестве стимульного материала используются карточки с изображением различных фигур.

Обследуемому предлагается посмотреть на рисунок с изображением фигуры (экспозиция 10 секунд). Затем он должен воспроизвести изображение на чистом листе бумаги. В зависимости от возраста ребёнка и индивидуальных особенностей образной памяти можно демонстрировать фигуры по одной с последующим воспроизведением, или последовательно несколько фигур с последующим воспроизведением всей группы.

Итоги диагностики детей 3 класса по методике «Воспроизведение визуальных репродукций»:

33% детей имеют объём памяти достаточный. Прочность памяти зависит от мотивации.

У 25% детей низкая степень самостоятельной волевой регуляции запоминания. При создании специальной мотивации, степень произвольности запоминания повышается, однако при воспроизведении наблюдается явление реминисценции (как следствие высокой тревожности). Проба, проведенная в виде «обучающих уроков «в процессе диагностического обследования, показала, что недостатки перечисленных выше качеств корректируются достаточно легко.

У 33% детей объем ассоциативных связей невелик и в основном связан с конкретными представлениями, нет опыта самостоятельного установления ассоциативных связей.

У 8% детей выявлена недостаточная чёткость и яркость общих представлений ребёнка, неумение актуализировать их в речевой деятельности и свободно оперировать ими.

Другие статьи:

Модель методики использования географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников при изучении курса «География России»
В ходе создания модели мы исходили из положения, что любая система состоит из взаимосвязанных компонентов, способна к развитию и функционирует во взаимосвязи с окружающей ее средой. При конструировании модели предполагалось. Изучение основ экологического и ге ...

Психолого-педагогические аспекты развития музыкального слуха
Для музыки, музыкального искусства слух имеет главенствующее значение, так как само музыкальное искусство строится на принципах слухового восприятия и обращено именно к нему. «Музыкальный слух предполагает именно специфические способности человека по восприят ...

Разделы