Программа эмпирического исследования

Страница 3

Методика определения организаторских и коммуникативных качеств Л.П. Калинского

Некоторые организаторские и коммуникативные качества личности, такие, как деловитость, уверенность, требовательность, стремление к доминированию в группе и др., могут быть определены с помощью теста – опросника Л.П.Калинского. Несомненное достоинство этой методики состоит в том, что она позволяет определить уровни развития перечисленных выше качеств, сравнить их сильные и слабые стороны. Выделены четыре степени вы­раженности психологических свойств: номинальная (0-3 балла), потенциальная (4-7 баллов), перспективная (8-11 баллов) и суперзона (свыше 12 баллов).

Всего можно определить уровни десяти качеств личности: направленность личности, деловитость, стремление к доминированию в группе, уверенность, требовательность, упрямство, уступчивость, зависимость, психологический такт, отзывчивость. Опросник содержит 160 утверждений, которые требуют 20-30 минут интенсивной работы по самооценке личности.

Верхняя, цифровая часть протокола теста делится на три блока (ниж­ний, средний и верхний), включающие по пять показателей. Нижний блок любой шкалы составляют показатели, характеризующие адаптивное, т.е. нормальное, приспособительное поведение. Верхний - дезадаптивное поведение, иначе говоря, это зона конфликтного поведения. Чем больше показателей верхнего блока будет отмечено в протоколе, тем вероятнее возможность конфликтного поведения личности.

Еще одной причиной, по которой мы решили использовать методику Л.П. Калинского, является тот факт, что выявление качеств личности по данной методике дает возможность сравнивать их с другими чертами личности, определяемыми по тесту-опроснику Р.Кэттелла, вычислять корреляционные зависимости между ними, интерпретировать результаты комплексных психодиагностических исследований, делая соответствующие выводы и заключения о психологических свойствах и состояниях испытуемых.

Методика диагностики мотивационной структуры личности В.Э. Мильман

Методика позволяет выявлять некоторые устойчивые тенденции личности: общую и творческую активность, стремление к общению, обеспечению комфорта и социального статуса и др. На основе всех ответов можно составить суждение о рабочей (деловой) и общежитейской направленности личности.

Методика состоит из 14 утверждений, касающихся жизненных устремлений и некоторых сторон образа жизни человека. Испытуемый должен высказать отношение к ним по каждому из 8 вариантов ответов. На всю работу дается не более 20 минут.

Сумма всех баллов по шкалам Ж - жизнеобеспечение, К - комфорт, С – социальный статус, О - общение характеризует общежитейскую направленность личности, сумма баллов по шкалам Д – общая активность, ДР – творческая активность, ОД – социальная полезность характеризует «рабочую» направленность личности.

Затем строятся графики (мотивационные профили), при этом по горизонтали обозначаются шкалы, по вертикали — баллы.

Если опрашиваемый набирает наиболее высокие баллы по шкалам Д, ДР и ОД, то у него выражен «рабочий» мотивационный профиль личности, если наиболее высокие баллы (или такие же, как по другим шкалам) — по шкалам Ж, К, С, О, то у него выражен «общежитейский» мотивационный профиль.

Самооценка стиля общения

Организаторские и коммуникативные качества личности существенно влияют на стиль общения руководителя (учителя). Нами была использована методика самооценки руководителем стиля общения.

Испытуемые отвечали на 60 вопросов теста, касающихся их характера, привычек, склонностей. Обработав результаты теста можно определить степень выраженности авторитарного, либерального или демократического стилей общения. В зависимости от полученных сумм ответов степень выраженности стиля будет различной: минимальной (0-7), средней (8-13), высокой (14-20). Если оценки минимальны по всем трем показателям, стиль считается неустойчивым, неопределенным. У опытного руководителя наблюдается комбинация стилей общения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Виды детской игрушки
Игрушки распределяются по видам. Есть две классификации видов игрушек: первая- А.С.Макаренко; вторая - Е.А.Флериной Классификация игрушек А.С.Макаренко: Первый вид: Готовые игрушки (автомобиль, пароход, кукла, слон и др.; они хороши тем, что знакомят дошкольн ...

Рекомендации для проведения дополнительных игровых форм при обучении детей младшего школьного возраста
Особенностями детей младшего школьного возраста являются любознательность, богатая фантазия, неусидчивость, обостренное восприятие окружающего мира. Основная проблема, связанная с возрастом - адаптация к новым условиям, переход ребенка из детского сада в школ ...

Разделы