Фактор А - отчужденность - добросердечность. В среднем по этому фактору группа набрала достаточно высокий балл. Для этой группы учителей характерны богатство и яркость эмоциональных проявлений, естественность, отзывчивость, непринужденность поведения, готовность к сотрудничеству, чуткое, внимательное отношение к людям, доброта и мягкосердечие. Они предпочитают работать с людьми, легко включаются в активные группы, щедры в личных отношениях.
Фактор С – неустойчивость - эмоциональная устойчивость. По этому фактору в среднем был получен довольно высокий балл. Высокие оценки свойственны лицам эмоционально зрелым, смело смотрящим в лицо фактам, спокойным, постоянным в своих планах и привязанностях. Для этих педагогов характерна высокая эмоциональная устойчивость. На вещи они смотрят реалистично, хорошо осознают требования действительности. Не скрывают от себя собственные недостатки, не расстраиваются из-за пустяков. Способны следовать нормам и правилам поведения. Высокий уровень фактора позволяет адаптироваться даже при психических расстройствах.
Фактор N – наивность - проницательность. Для этой группы характерны низкие оценки по этому фактору. Испытуемые открытые, наивные люди. Общительные, компанейские. Плохо понимают мотивы поведения окружающих. Все принимают на веру, легко загораются общими увлечениями. Сентиментальны, чувствительны, спонтанны. Не умеют хитрить и ловчить, ведут себя естественно, просто.
Фактор F3 – чувствительность – реактивная уравновешенность. Группа педагогов набрала низкий балл по этому фактору. Эти оценки свидетельствуют о чувствительности, художественной мягкости, спокойствии, вежливости учителей. Иногда у них могут возникать трудности из-за избытка раздумий.
Фактор F4 – конформность – независимость. Судя по среднему баллу для всех учителей характерно подчинение, зависимость, пассивность, сдержанность. Учителя ищут поддержки у окружающих людей. Склонны ориентироваться на групповые нормы.
Подводя итоги по тесту, мы можем сказать, что для исследуемой нами группы учителей характерен высокий уровень напряженности и тревожности, но при этом они проявляют мягкость и доброжелательность по отношению к окружающим. Из теста видно, что учителям недостает самостоятельности, они слишком зависят от группы, часто проявляют консерватизм.
Характеристика группы учителей по тесту - опроснику организаторских и коммуникативных качеств Л.П. Калинского
Коммуникативные качества очень важны в деятельности учителя, ведь педагог обучает и воспитывает детей в процессе общения. И тот того, насколько развиты у него коммуникативные качества, будет зависеть эффективность процесса обучения.
Наиболее выраженным качеством в личности педагогов оказалась деловитость. Это говорит о стремлении учителей к повышению деловых и организаторских качеств. Уверенности, ответственности за свои решения. Проявление функций внешнего контроля деятельности.
Еще одним важным коммуникативным качеством в группе исследуемых учителей является психологический такт. Это свойство имеет особое значение при работе с детьми младшего школьного возраста. Учителя из этой группы быстро устанавливает меру воздействия, влияние и контакт с другими людьми, исходя из их индивидуальных особенностей. Быстро находят нужный тон, находчивы при первом знакомстве, контактах. Педагоги содействуют благополучию других, общительны и уживчивы.
С вышеперечисленным качеством тесно связано такое свойство, как отзывчивость. Высокий балл по этой шкале говорит нам о чувствительности учителей к поведению других. Они легко отзываются на чужие нужды, готовы помочь. Педагогам из исследуемого нами коллектива присуща самоотдача, бескорыстие. Учителя стремятся опекать детей.
Для учителей в целом характерен низкий уровень требовательности. Порой им недостает решительности и силы воли для достижения цели. В их поведении практически нет жесткости. Так же педагоги не склонны к упрямству. Они могут не сопротивляться чужому влиянию. Могут уступить, если сочтут это целесообразным. С ними легко договориться.
Другие статьи:
Культурологическая компетенция
Второй блок включает дисциплины культурологического содержания, характеризующего закономерности сознания и деятельности, экономических преобразований, становления и развития рыночных отношений, различных форм собственности и организации труда, многообразия ми ...
Методы и приемы заботливого отношения к природе
Классическая педагогика выделяет два понятия – «методы обучения» и «методы воспитания», теоретическое рассмотрение которых поможет определить и охарактеризовать методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Исследователи отмечают, что методы об ...