Особенности произносительной стороны речи глухих детей

Педагогика » Особенности обследования произношения у глухих школьников 11-12 лет » Особенности произносительной стороны речи глухих детей

Страница 2

Дефекты воспроизведения слова могут быть связаны с любой из указанных сторон, характеризующих его правильное произнесение.

Дефекты при произнесении слова, встречающиеся у глухих школьников:

нарушение слитности — деление слова на слоги (ка-ран-даш), на части (каран-даш), на части с выделением отдельных звуков (ка-р-ан-даш или кара-н-да-ш), позвуковое произнесение (м-а-м-а, с-т-о-л);

нарушение в стечениях согласных, выражающееся в появлении голосового элемента, сопровождающего артикуляцию одного или двух членов в группе смежных согласных (сытол, шыкола, сытыраница);

нарушение словесного ударения, выражающееся в монотонном, без ударения, воспроизведении слова (кисточка, линейка, карандаш) или в переносе ударения (кисточка, кисточка, карандаш) ;

нарушение, связанное с несоблюдением основных орфоэпических правил: безударное о произносится как о (вода, собака), звонкие согласные не оглушаются в конце слов (лев, Смирнов, пирог, пруд) и перед глухими (лодка, сказка), произносятся непроизносимые согласные (солнце, здравствуйте);

—нарушение звукового состава: сюда относятся не столько искажения, связанные с тем, что дети нетвердо знают звуко-буквенный состав слова (мокровь вместо морковь, тамрока вместо гармошка), сколько искажения, обусловленные дефектным воспроизведением звуков.

У ребенка нарушение слуха приводит к задержке речевого развития, которая проявляется в бедности словаря, неполноценном овладении грамматическими формами и фонетическим строем речи. Такой ребенок испытывает известные затруднения в понимании обращенной к нему речи и в словесном выражении собственных мыслей, у него отмечаются отклонения в произношении. Он пользуется указательными жестами, обращенными к взрослому. Глухой ребенок, находящийся в среде глухих, к трем годам овладевает жестовой речью, которая выполняет роль средства и способа социального общения, что на данном этапе жизни способствует его всестороннему психическому развитию.

Развитие психики детей с нарушением слуха в дошкольном возрасте существенно зависит от того, какую сурдопедагогическую помощь они получают.

Словесная память глухих детей своеобразна. Глухие дети относительно более успешно запоминают отдельные слова, чем целые предложения, и хуже всего связные тексты. Глухие дети, как и слышащие, правильно опознают наиболее общие эмоциональные состояния, относимые к модальностям радости, гнева, страха и печали.

Высокие достижения глухих в различных областях трудовой, художественной, педагогической и научной деятельности свидетельствуют о больших возможностях развития их способностей и психики в целом, и в частности развитие произносительной стороны речи.

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Проблемы детей младшего школьного возраста из неблагополучной семьи
Деформация личности под влиянием семьи, ее психологической неустойчивости начинается с раннего детства. Именно на этой стадии под влиянием неблагоприятных, иногда случайных, подчас кажущихся малозначительными факторов возникают вредные для дальнейшего развити ...

Развитие фонематического слуха в процессе формирования правильного звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи
Овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и ее грамматического строя, а также для формирования умения произносить слова сложной звукослоговой структуры. Поэт ...

Разделы