Особенности обследования произношения у глухих школьников 11-12 лет

Педагогика » Особенности обследования произношения у глухих школьников 11-12 лет

Трудно переоценить роль, которую играет в нашей жизни устная речь. Выступая в качестве наиболее употребительного способа общения, устное слово одновременно служит для нас носителем языка, важнейшим инструментом мышления. Через всю историю сурдопедагогики красной нитью проходит стремление сформировать даже у полностью лишенного слуха ребенка «словесную речь не только в более доступном ему письменном или пальцевом виде, но непременно в виде устного слова». Одной из основных задач школы глухих является формирование произношения учащихся. Коррекционная работа по формированию произносительной стороны речи и развитию речевого слуха основывается на предварительном обследовании произношения в начале учебного года. Необходимо добавить, что проблема обследования произношения у учеников среднего звена в специальной литературе почти не отражена. Однако, именно на этапе перехода детей в среднее и старшее звено важно правильно построить коррекционную работу по формированию произносительной стороны речи. Рау Ф.Ф. отмечал, что «сформировать у глухого устную речь – значит обеспечить усвоение им необходимого словаря, грамматического строя языка, навыков восприятия устной речи и произношения, а также навыков общения с окружающими посредством устного слова». Именно поэтому обследование произношения данной возрастной группы приобретает особую значимость и актуальность.

Проблеме обследования произношения глухих школьников посвящены многие работы сурдопедагогов: Е. И. Андреевой, Н. И. Беловой, Э. И. Леонгард, Е. Ф. Рау, Ф. Ф. Рау, Н. Д. Шматко. Для всех исследований данных авторов характерны поиски оптимальных условий обучения глухих детей и стремление повысить эффективность педагогического процесса по формированию их устной речи.

В этом заключается и актуальность выбранной нами темы: «Особенности обследования произношения у глухих школьников 11-12 лет».

Цель данной работы – выявить особенности обследования произносительной стороны речи глухих школьников 11 – 12 лет.

Объектом нашей работы будет являться процесс обследования произношения глухих школьников 11-12 лет.

Предметом исследования - специфика обследования произношения глухих школьников 11-12 лет. В соответствии с поставленной целью можно обозначить задачи исследования:

- Проанализировать психолого – педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

- Обследовать произносительную сторону речи глухих школьников 11 -12 лет и проанализировать полученные данные.

- Разработать направления работы по формированию произносительной стороны речи глухих детей.

База исследования МСКОУ школа-интернат I вида(для глухих детей) № 10, 5а класс, 6 человек с диагнозом двусторонняя глухота.

Другие статьи:

Понятие наглядности и ее роль в процессе обучения математике
К понятию наглядности в процессе обучения обращались известные ученые, психологи, специалисты в области теории и методики обучения математике, ученые-математики. Наглядность как принцип обучения ввел в теорию и практику обучения Я. А. Коменский. Русский педаг ...

Творческое рассказывание
Составляя творческий рассказ, ребенок должен самостоятельно продумать его содержание, которое надо логически выстроить и облечь в правильную словесную форму, соответствующую этому содержанию. Для того чтобы составить хороший рассказ, необходимо знать его комп ...

Разделы