Взаимосвязь неурочной деятельности с другими формами организации обучения

Педагогика » Неурочные формы организации обучения » Взаимосвязь неурочной деятельности с другими формами организации обучения

Страница 1

В настоящее время многие педагоги знают и широко применяют такие понятия как внеклассная, внеурочная и неучебная деятельность школьников. При этом мы часто заменяем одно понятие другим, не задумываясь о происхождении или значении этих понятий. Например, проведение конкурсов самодеятельности и постановку спектаклей часто называют неучебной деятельностью школьников. Однако многие такие мероприятия решают и учебные задачи, что относит их к внеурочной деятельности школьников.

Попробуем разобраться в этом вопросе, рассмотрев различные виды деятельности школьников и их взаимосвязь.

Виды деятельности школьников условно можно классифицировать по следующим признакам:

• по месту проведения (классная и внеклассная деятельность);

• по времени проведения (урочная и внеурочная деятельность);

• по отношению к решению учебных задач (учебная и внеучебная деятельность).

Виды деятельности, сгруппированные согласно перечисленных признаков взаимосвязаны между собой в соответствии с отношениями, отраженными на схеме 1.

Схема1. Взаимосвязь различных видов деятельности школьников

Рассмотрим взаимосвязь классификаций по месту и по времени проведения деятельности школьников.

В классе могут проводиться как урочные, так и внеурочные занятия. Многие урочные занятия проводятся вне класса (урок природоведения в парке, физкультура на спортивном стадионе). Экскурсии, турпоходы проводятся вне класса и во внеурочное время.

В связи с вышесказанным допустимо отождествлять понятия классной и урочной деятельности, а так же внеклассной и внеурочной деятельности.

Рассмотрим взаимосвязь деятельности школьников по времени проведения и по отношению к решению учебных задач.

Невозможно провести взаимосвязь между урочной и неучебной деятельностью, т.к. на уроках непосредственно решаются поставленные учебные задачи. Многие неурочные занятия, такие как кружки и факультативы призваны решать учебные задачи. Художественные, театральные студии, спортивные секции проводятся во внеурочное время, но могут быть не связанными или опосредованно связанными с решением учебных задач, что относит их либо к внеучебной, либо к внеурочной деятельности школьников соответственно.

Рассмотрим взаимосвязь внеурочной и внеучебной деятельности школьников. Представим взаимосвязь внеурочной, учебной и внеучебной деятельности школьников в виде множеств (см. схему 2).

Схема 2. Взаимосвязь неурочной, учебной и внеучебной деятельности школьников

Внеурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы внеурочной (внеклассной) работы практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей.

Неурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссионные клубы, вечера встреч с интересными людьми, экскурсии, посещение театров и музеев с последующим обсуждением, социально значимая деятельность, трудовые акции). Неурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой неурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Опытно-экспериментальная работа по развитию креативности дошкольников в процессе декоративно-прикладной деятельности
Исследования проводились в течение 6 месяцев в г. Тирасполе, в МДОУ №18, в старшей группе. В эксперименте участвовали 20 детей, в возрасте от 5 до 6 лет. Исследовательская работа строилась на следующем научном предположении: Конструирование из бумаги, как вид ...

Виды экскурсий, условия и технология организации экскурсий как формы экологического образования младших школьников
Воспитание любви, сознательного, бережного отношения к природе, является главной педагогической задачей. Своей яркостью, многообразием, динамичностью природа воздействует на все чувства ребенка и оставляет в его душе глубокий след на всю жизнь. Она благотворн ...

Разделы