Особенности понятий нормы и нарушений речи

Важным в логопедии является различение понятий нормы и нарушений речи. Под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности.

При нормальной речевой деятельности являются сохранными психофизиологические механизмы речи. Нарушение речи определяется как отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности. С точки зрения коммуникативной теории расстройство речи есть нарушение вербальной коммуникации. Расстроенными оказываются взаимоотношения, объективно существующие между индивидуумом и обществом и проявляющиеся в речевом общении.

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

Они не соответствуют возрасту говорящего;

Не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;

Связаны с отклонениями функционировании психофизиологических механизмов речи;

Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка;

Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают;

Требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера.

Такая характеристика позволяет отдифференцировать речевые нарушения от возрастных особенностей речи, от ее временных нарушений у детей и взрослых, от особенностей речи, обусловленных территориально – диалектными и социокультурными факторами.

Другие статьи:

Методические рекомендации по использованию сказки в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками
Сказка, как уникальный вид творчества, ближе всего детской душе. Она заставляет ребенка смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать. А тонко чувствующий человек способен на настоящее творчество. Очень важно, чтобы родители и воспитатели после ч ...

Деятельность социального педагога по профилактике аддиктивного поведения у подростков
Профилактическая работа социального педагога осуществляется по таким направлениям: Изучение и выявление причин аддиктивного поведения детей и подростков. Предупреждение развития асоциальной, криминальной и патологической направленности личности. Организация с ...

Разделы