Использование элементов этнопедагогики в нравственном воспитании детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Педагогика » Использование элементов этнопедагогики в нравственном воспитании детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Нравственность – это приобретение личности, ее осознаваемая свобода и ответственность.

Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он еще мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему, этому милому «пришельцу», нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но и хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, ругают или даже наказывают. И вот в процессе этого важного познания сам ребенок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.

То все – знание принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, к радости, действия в отношении других людей, развитие собственных качеств – составляет понятие нравственности. Без нее человек не может жить среди других людей.

Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине, тотальное отношение к людям разных национальностей. Справедливости ради следует отметить, что в самые последние годы наука стала возвращаться к этой проблеме. Появляются исследования по воспитанию патриотических чувств. Преимущественно это этнопедагогические исследования. В дошкольной педагогике стали изучаться вопросы основ гражданственности (Е.А. Казаева), краеведения как средство патриотического воспитания (Л.А. Кондрыкинская) и некоторые другие.

Великий мыслитель казахского народа Абай Кунанбаев говорил: «Человек, изучивший культуру и язык иного народа, становится с ним равноправным, и не будет жить позорно».

В послании Президента страны народу Казахстана «Казахстан-2030» в разделе «Миссия Казахстана» изложены основные идеи воспитания детей в духе сохранения самобытности в сочетании со стремлением к цивилизации: «К 2030 году, я уверен, Казахстан станет Центрально-азиатским Барсом… Это будет Казахстанский Барс с присущим ему элитарностью, независимостью, умом, мужественностью и благородством, храбростью и хитростью. Он не будет ни на кого нападать первым… Но если под угрозой окажутся его свобода и жилище, его потомство, он будет защищать их любой ценой… Он будет мудр в воспитании потомства… заботясь о его здоровье, образовании и мировоззрении…Они будут одинаково хорошо владеть казахским, русским и английским языками. Они будут патриотами своей мирной, процветающей, быстрорастущей страны, известной и уважаемой во всем мире».

Поэтому уже сегодня перед дошкольными учреждениями стоит сложнейшая задача – воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. Это та точка опоры, которая складывалась веками, на протяжении столетий она была близка и понятна каждому Казахстанцу.

Время быстротечно. Наши сегодняшние малыши – это завтрашние хозяева страны. И поэтому необходимо уже сегодня заботиться о воспитании маленьких граждан Республики Казахстан. Одним из важнейших факторов воспитания гражданственности и патриотизма в любом обществе являются уважение к своему народу и своей земле.

Поэтому вышеуказанное и позволяет считать выбранную тему актуальной.

Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи III уровня КГКП я/с №6 «Алданыш» в количестве 20 человек.

Предмет исследования: усвоение детьми нравственных норм и представление посредством использования элементов этнопедагогики.

Цель исследования: выявить уровень формирования нравственных чувств и представлений у детей с общим недоразвитием речи.

Соответственно цели были определены следующие задачи исследования:

Углубленное изучение теоретических основ по данной проблеме.

Раскрытие специфики нравственного воспитания посредством народной педагогики.

Выявление уровня нравственных чувств и представлений у дошкольников с ОНР.

Выявление наиболее эффективных форм и методов воспитательно-образовательной работы.

Методы исследования:

Анализ литературы поданной теме.

Констатирующий эксперимент.

Формирующий эксперимент.

Рабочая гипотеза: Мы предполагаем, что использование элементов этнопедагогики в воспитательно-образовательном процессе будет способствовать формированию нравственных черт и качеств личности у дошкольников с ОНР III уровня, таких как доброжелательность и отзывчивость, гостеприимство и уважение к старшим, сочувствие и забота о младших.

Структура дипломной работы: Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, методических рекомендаций и приложения.

Первая глава отражает теорию проблемы, а также раскрывает основные пути и условия формирования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня нравственных представлений. Здесь также раскрыта проблема нравственного воспитания в Казахстане.

Вторая глава дает представления о практической части исследования и содержит материалы по изучению особенностей нравственного воспитания дошкольников с ОНР III уровня в КГКП я/с №6 «Алданыш». В этой же главе представлены методики исследования, которые способствовали выявлению уровня сформированности нравственных представлений у старших дошкольников с ОНР III уровня. Кроме этого представлены практические разработки по данной теме: занятия, игры, беседы с использованием элементов этнопедагогики, которые позволили сформировать у дошкольников нравственные представления. Эта работа позволила получить эффективные результаты.

В заключении представлено обобщение по формированию у дошкольников с ОНР III уровня нравственных представлений через элементы этнопедагогики в виде выводов и методических рекомендаций.

Другие статьи:

Новые виды уроков литературы
Развитию у учащихся положительного отношения к литературе способствуют все средства совершенствования учебного процесса: обновление содержания и укрепление межпредметных связей, совершенствование методов обучения, использование всех видов проблемно-развивающе ...

Опросник значимости учебных предметов для профессиональной подготовки студентов иностранного факультета педагогических университетов
Становление личности специалиста в контекстном обучении осуществляется за счёт целостности, системной организованности и приобретения личностного смысла усеваемым знаниям, умениям, навыкам. Переживание значимости содержания и методов учебного процесса являетс ...

Разделы