Требования к организации самостоятельной работы учащихся в процессе изучения курса ОБЖ

Педагогика » Теория и методика преподавания БЖД » Требования к организации самостоятельной работы учащихся в процессе изучения курса ОБЖ

По определению Б. П. Есипова, самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических (или тех и других вместе) действий.

Л. В. Жарова формулирует следующие характеристики самостоятельной деятельности учащихся:

активное отношение ученика и наличие цели предстоящей работы;

наличие определенной мотивации и осознании значимости выполняемой работы;

большая концентрация внимания, напряженная сосредоточенность и активная мыслительная деятельность;

самостоятельные предметные действия, которые ученик выполняет без помощи учителя;

процессы саморегуляции, одним из характерных проявлений которых является самоконтроль;

самостоятельная деятельность всегда завершается каким-либо результатом.

Организуя выполнение самостоятельной работы, преподаватель приучает детей к определённому порядку, к рациональному и эффективному использованию времени, отведенного для выполнения, к четкому, аккуратному выполнению; к умению сосредоточенности и систематичности; к умению преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, держать в порядке, удобном для использования необходимые учебные пособия.

При организации самостоятельной работы преподавателю необходимо учитывать следующее: уровень общеучебных умений и навыков учащихся; уровень навыков самостоятельной деятельности; возрастные и индивидуальные особенности детей.

Целью самостоятельной работы в курсе ОБЖ является именно самостоятельное получение теоретических знаний при пользовании различными источни­ками информации. Основные требования к организации самостоятельной работы учащихся в процессе изучения курса ОБЖ таковы:

содержание и характер ее определяется задачами конкретного урока и целью изучения всей темы, при этом содержание должно быть посильным, а характер деятельности разнообразным, чтобы в усвоении материала принимали участие разные виды восприятия и памяти (слуховая, зрительная, двигательная);

важно предусматривать в содержании самостоятельной работы постепенное наращивание трудностей;

содержание заданий должно быть доступно учащимся. Это означает, что формулировка задания четка, лаконична, понятна ребенку; характер задания предполагает, что ученик владеет необходимыми для его выполнения исполнительскими операциями, умениями и навыками;

самостоятельной работе должна предшествовать тщательная подготовка, в которую входит разъяснение цели задания, способов и приемов его выполнения, последовательности действий, приемов поэтапного самоконтроля; каждому новому для ученика заданию обязательно предшествует отработка под руководством учителя умений и навыков, постепенно расширяющихся и усложняющихся;

самостоятельная работа по курсу ОБЖ, кроме работ контрольного характера, требует непосредственного или опосредованного (с помощью памяток, указаний, предписаний) руководства.

самостоятельная работа завершается проверкой правильности ее выполнения путем самоконтроля, контроля другим учеником (взаимоконтроля) или контроля учителем.

Планируя самостоятельную работу, учитель определяет:

на каком этапе урока в каждом из классов самостоятельная работа наиболее целесообразна;

что можно требовать от учащихся на данном уровне овладения материалом;

какими должны быть характер и форма задания;

какие трудности могут возникнуть у школьника, и как их можно преодолеть;

какова продолжительность работы;

каков способ проверки ее выполнения.

Другие статьи:

Задачи детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, о ...

Методика исследования состояния звукослоговой структуры слова у старших дошкольников с дизартрией
Методика исследования включает комплексы заданий, направленных на выявление особенностей слогового оформления слов разной степени сложности. При отборе вербального материала каждое слово рассмотрено с позиции его известности детям, частотности употребления и ...

Разделы