В современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Скорее чтение следует рассматривать как постоянно развивающуюся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Такой подход нашёл отражение в нормативных документах, которые, с одной стороны, отражают государственный заказ общему образованию, с другой стороны, определяют его содержание. Не случайно Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования включает метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами»
Анализ федерального государственного образовательного стандарта позволяют выявить основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью: в результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации. Учащиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Ученики получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Умение работать с текстом складывается из трех составляющих: поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации, оценка информации. Рассмотрим, какие требования предъявляет стандарт выпускнику начальной школы в развитии умения чтения.
поиск информации и понимание прочитанного |
преобразование и интерпретация информации |
оценка информации |
Выпускник научится: | ||
− находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; − определять тему и главную мысль текста; − делить тексты на смысловые части, составлять план текста; − вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; − упорядочивать информацию по заданному основанию; − сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака; − понимать информацию, представленную в неявном виде (например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение); − понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; − понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства; − использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; − ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. |
− пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; − соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую; − формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; − сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; − составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос; |
− высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; − оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; − на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; − участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста; |
Выпускник получит возможность научиться: | ||
− использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации − работать с несколькими источниками информации; − сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников; |
− делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования; − составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. |
− сопоставлять различные точки зрения. − соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; − в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию. |
Другие статьи:
Игра как форма детского массового мероприятия
На протяжении многих лет имидж отдела массовых мероприятий определяла игра. Уникальный мир игры явился неотъемлемой частью организации детских праздников. Невозможно отрицать то огромное влияние, которое оказывали патриотические, интернациональные, пионерские ...
География химической промышленности
Химическая промышленность наряду с машиностроением является основой мировой экономики, играющей чрезвычайно важную роль в научно-техническом прогрессе человечества. Это относительно молодая отрасль, для которой характерны активное расширение объемов производс ...