Возможности формирования умения работать с текстом на уроках окружающего мира

Педагогика » Формирование умений работать с текстом на уроках окружающего мира » Возможности формирования умения работать с текстом на уроках окружающего мира

Страница 1

Ученик работает с текстом на уроках окружающего мира в большей части по учебнику.

Учебник – книга содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в системе образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельного обучения.

Учебник играет далеко не последнюю роль: развитие у учащихся умения, навыков и желания самостоятельно приобретать, применять и приумножать знания, получаемые в процессе обучения. Необходимо так же отметить, что помимо образовательной функции учебник носит и воспитательную, что не менее важно.

Признавая совершенно справедливой мысль о том, что дать окончательную оценку школьного учебника можно, лишь определив его влияние на результат процесса обучения, нельзя игнорировать тот существенный факт, что прежде, чем стать составной частью этого процесса, учебник проходит долгий и сложный путь, на протяжении которого он неоднократно подвергается анализу и оценке (анализ и оценка авторского замысла, концепции будущего учебника, плана проспекта и пробных глав; представленной рукописи; издательский анализ рукописи и т.д.).

Учебник принадлежит к категории специально, с определенной целью созданных средств обучения. И вопрос о том, как, в какой мере это средство выполняет свое назначение в достижении максимальных результатов учебного процесса, является решающим при оценке каждого учебника.

Существенно, что на основе структурного анализа можно создать простые и удобные в употреблении схемы анализа и использовать их в качестве инструмента совершенствования школьных учебников. Учебник - это часть более сложного целого и относительно самостоятельная система, и каждый его элемент выполняет определенные функции.

Учебник должен обладать, по мнению К.С. Кудайбергенова Г.М.Нурпеисова, следующими свойствами:

1. Содержание учебника:

− Соответствие современному состоянию содержания науки;

− Систематизация в предметном, логическом и психологическом плане;

− Согласованность с основными положениями программы обучения;

− Унификация названий, четкость определений;

− Согласованность терминов и названий в учебниках по смежным предметам;

− Разнородность способов подачи информации (слово, рисунок, фотография, информация о том, как добывать последующую информацию).

2 Структура учебника

− Соответствие принятым ранее положениям, например, блочное построение содержания;

− Четкость структуры, повторяемость элементов;

− Реализация в структуре содержания основных принципов методики умственной деятельности: расположение оглавления в начале учебника, использование предметных, именных и других указателей.

3 Методическая разработка содержания

− Соответствие требованиям современной дидактики в области языка (доступность, правильность);

− Соответствие методическим требованиям по данному предмету обучения;

− Разнообразие иллюстрирующих авторские положения примеров;

− Обращение к пройденному материалу и опыту учеников;

− Разнообразие основных заданий;

− Выделение различных уровней трудности содержания;

− Управление мыслительными процессами учеников в процессе решения проблем.

− Оформление и полиграфическое исполнение:

− Удобство пользования учебником;

− Практичность, эстетичность и информативность обложки;

− Качество бумаги;

− Разнообразие иллюстраций (рисунки, фотографии, чертежи, схемы);

− Наличие цветных иллюстраций, выполняющих роль важного источника информации, их соответствие словесному содержанию и приспособление к возрастным возможностям восприятия ученика;

− Краткость и ясность подписей под иллюстрациями;

− Использование соответствующих выделений, например, основных понятий, информационных положений и других элементов;

− Необходимая ширина колонки набора, полей, на которых могут быть выделены основные понятия;

− Стимулирующий чтение объем;

− Четкое выделение фамилии автора учебника.

Также К.С. Кудайбергенова Г.М.Нурпеисова приводят схему анализа учебника.

1. Внешнее оформление учебника, качество форзацев.

2. Наличие и качество иллюстраций, рисунков в учебнике;

3. Информационная функция

− соответствие содержания учебного материала современным требованиям;

− новизна учебного и художественного материала;

− качество теоретического материала, его познавательное значение.

4. Мотивационная функция:

− наличие материала, способствующего развитию интереса у учащихся;

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Теоретические проблемы урока как основной формы организации учебного процесса
Одна из основных проблем современной педагогики – поиск путей совершенствования классно-урочной системы. Решение данного вопроса невозможно без всестороннего анализа педагогического наследия классиков. Во второй половине XIX века "линия Ушинского" н ...

Возрастные особенности личности младшего школьника
В нашей исследовательской работе мы рассмотрим развитие младших школьников в целом и специфику проявления их индивидуально-личностных и возрастных особенностей. Подласый И.П. считает, что к 6 годам ребёнок в основном готов к систематическому школьному обучени ...

Разделы