Взаимосвязь школы и семьи в воспитании учащихся начальных классов

Педагогика » Взаимосвязь школы и семьи в воспитании учащихся начальных классов

Семья - небольшая социальная группа, в которую входят объединенные браком супруги, их дети (собственные или усыновленные), кровные родственники, другие лица, связанные родственными узами с супругами .

Семья восстанавливает духовные и физические силы человека, заряжает ее энергией для активного участия в общественной жизни. В ней происходит не только физическое рождение человека, но и первичная социализация и воспитание, духовное созревание личности.

Особенно актуальным это является для школьников, ведь именно в младшем школьном возрасте, родительское отношение приобретает решающее значение для становления и закрепления образа своего "Я". Этот образ и отношение к себе формируется под влиянием того образа, который сложился у родителей.

Семья функционирует на основе совместного быта, экономического, морально-психологического уклада, воспитания детей, взаимной ответственности. Исследованиями установлено, что жизнедеятельность семьи реализуется через основные ее функции:

- материально-экономическую (бюджет семьи, организация потребительской деятельности, участие в общественном производстве, приобретение профессии, восстановление утраченных на производстве сил);

- жилищно-бытовую (обеспеченность жильем, ведение домашнего хозяйства, организация быта);

- репродуктивную (продолжение человеческого рода); коммуникативную (создание благоприятного семейного микроклимата, внутрисемейное общение, взаимоотношения семьи с микро- и макросреды, контакт со средствами массовой информации, литературой, искусством);

- воспитательную (формирование личности ребенка, передача ей социального опыта);

- релактивну (организация свободного времени и отдыха).

Семья является разновозрастным коллективом. Структура ее во многом зависит от обычаев, культурных и национальных традиций, нравственных и правовых норм. В рамках нее формируется система отношений между старшими и младшими, родителями и детьми, определяет психологический климат в семье. Здесь формируется мировоззрение ребенка, отношение к окружающему миру.

Когда ребенок поступает в школу, ему трудно сориентироваться, кто же теперь важнее - учитель или мать. Нередко первых учителей называют второй мамой. Конечно, так оно и есть, ведь в младших классах учитель является еще и воспитателем и решает не только проблемы обучения учащихся, еще водит их в столовую, где следит чтобы дети оставляли пустые тарелки, решает проблемы среди сверстников - одноклассников, ходит с ними на экскурсии, помогает готовить домашние задания, иногда посещает учеников на дому. На этом этапе учитель пользуется большим авторитетом чем родители. Это случается из-за того, что ребенок, переступив порог школы, попадает в незнакомое ей среду, где нет родителей, не к кому обратиться за помощью, кроме учительницы. И в маленьких головках первоклассников их учительница превращается не просто в вторую маму, она является крупнейшим авторитетом на данном периоде жизни. Именно в это время очень важно воспитывать ребенка вместе, чтобы у нее не было раздвоение между школой и семь" семьей - если учитель что-то требует, то ни в коем случае нельзя при ребенке критиковать действия учителя, потому что еще неизвестно на чьей " стороне "окажется ваш ребенок. И, наоборот, требования родителей не должны оспариваться учителем, здесь важно сотрудничество и взаимопонимание. Учителям начальных классов нужно особое внимание обращать на неполные семьи или напротив, на обеспеченные семьи, где царит атмосфера вседозволенности и не имеет отказов ребенку ни в чем.

Цель работы - заключается в теоретическом обосновании сотрудничества школы и семьи в системе воспитания младших школьников.

Объект исследования - процесс совместной работы семьи и школы в воспитании детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования - формы и методы взаимосвязи школы и семьи в системе воспитания учащихся начальных классов.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть особенности и перспективы развития современной семьи.

2. Исследовать формы и методы работы учителя с родителями учащихся.

3. Анализировать влияние семьи и классного руководителя на воспитание учащихся.

Другие статьи:

Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений с помощью игр
Проанализировав опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста, в том числе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР), мы пришли к выводу: игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педаго ...

Особенности применения дидактических игр при обобщении знаний учащихся
На этапе обобщения знаний целесообразно проводить уроки в форме путешествия в сказочную страну или условной экскурсии в лес с элементами игры, а также в виде различных эстафет. По результатам анкетирования 75% учителей считают, что при закреплении материала ф ...

Разделы