Взаимосвязь школы и семьи в воспитании учащихся начальных классов

Педагогика » Взаимосвязь школы и семьи в воспитании учащихся начальных классов

Семья - небольшая социальная группа, в которую входят объединенные браком супруги, их дети (собственные или усыновленные), кровные родственники, другие лица, связанные родственными узами с супругами .

Семья восстанавливает духовные и физические силы человека, заряжает ее энергией для активного участия в общественной жизни. В ней происходит не только физическое рождение человека, но и первичная социализация и воспитание, духовное созревание личности.

Особенно актуальным это является для школьников, ведь именно в младшем школьном возрасте, родительское отношение приобретает решающее значение для становления и закрепления образа своего "Я". Этот образ и отношение к себе формируется под влиянием того образа, который сложился у родителей.

Семья функционирует на основе совместного быта, экономического, морально-психологического уклада, воспитания детей, взаимной ответственности. Исследованиями установлено, что жизнедеятельность семьи реализуется через основные ее функции:

- материально-экономическую (бюджет семьи, организация потребительской деятельности, участие в общественном производстве, приобретение профессии, восстановление утраченных на производстве сил);

- жилищно-бытовую (обеспеченность жильем, ведение домашнего хозяйства, организация быта);

- репродуктивную (продолжение человеческого рода); коммуникативную (создание благоприятного семейного микроклимата, внутрисемейное общение, взаимоотношения семьи с микро- и макросреды, контакт со средствами массовой информации, литературой, искусством);

- воспитательную (формирование личности ребенка, передача ей социального опыта);

- релактивну (организация свободного времени и отдыха).

Семья является разновозрастным коллективом. Структура ее во многом зависит от обычаев, культурных и национальных традиций, нравственных и правовых норм. В рамках нее формируется система отношений между старшими и младшими, родителями и детьми, определяет психологический климат в семье. Здесь формируется мировоззрение ребенка, отношение к окружающему миру.

Когда ребенок поступает в школу, ему трудно сориентироваться, кто же теперь важнее - учитель или мать. Нередко первых учителей называют второй мамой. Конечно, так оно и есть, ведь в младших классах учитель является еще и воспитателем и решает не только проблемы обучения учащихся, еще водит их в столовую, где следит чтобы дети оставляли пустые тарелки, решает проблемы среди сверстников - одноклассников, ходит с ними на экскурсии, помогает готовить домашние задания, иногда посещает учеников на дому. На этом этапе учитель пользуется большим авторитетом чем родители. Это случается из-за того, что ребенок, переступив порог школы, попадает в незнакомое ей среду, где нет родителей, не к кому обратиться за помощью, кроме учительницы. И в маленьких головках первоклассников их учительница превращается не просто в вторую маму, она является крупнейшим авторитетом на данном периоде жизни. Именно в это время очень важно воспитывать ребенка вместе, чтобы у нее не было раздвоение между школой и семь" семьей - если учитель что-то требует, то ни в коем случае нельзя при ребенке критиковать действия учителя, потому что еще неизвестно на чьей " стороне "окажется ваш ребенок. И, наоборот, требования родителей не должны оспариваться учителем, здесь важно сотрудничество и взаимопонимание. Учителям начальных классов нужно особое внимание обращать на неполные семьи или напротив, на обеспеченные семьи, где царит атмосфера вседозволенности и не имеет отказов ребенку ни в чем.

Цель работы - заключается в теоретическом обосновании сотрудничества школы и семьи в системе воспитания младших школьников.

Объект исследования - процесс совместной работы семьи и школы в воспитании детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования - формы и методы взаимосвязи школы и семьи в системе воспитания учащихся начальных классов.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть особенности и перспективы развития современной семьи.

2. Исследовать формы и методы работы учителя с родителями учащихся.

3. Анализировать влияние семьи и классного руководителя на воспитание учащихся.

Другие статьи:

Методические аспекты использования объектных моделей при изучении планиметрии
При изучении курса геометрии могут и должны применятся объектные модели. Одни из этих пособий могут создаваться на самом уроке, как учителем, так и самими учащимися (пригибанием листа бумаги) и тотчас же использоваться. Другие пособия типа конструктора служат ...

Цель и содержание обучения школьников в рамках интегрированных кружков по информатике
В процессе обучения интеграция – это проявление дидактического принципа системности (А. И. Азевич, А. К. Артемов, Ю. К. Бабанский, В. С. Безрукова, М. Н. Берулава, С. В. Гордина, А. Я. Данилюк, В. А. Далингер, В. Р. Ильченко, Б. М. Кедров, Я. И. Коменский, В. ...

Разделы