Особенности и перспективы развития современной семьи

Педагогика » Взаимосвязь школы и семьи в воспитании учащихся начальных классов » Особенности и перспективы развития современной семьи

Страница 1

Современные семьи разнообразны, и от того, в какой именно живет ребенок, зависит, каким содержанием наполняется процесс формирования его личности. Условно семьи разделяют на благополучные и неблагополучные. Благополучная семья - семья с высоким уровнем внутрисемейной нравственности, духовности, координации и кооперации, взаимной поддержки и взаимопомощи, с рациональными способами решения семейных проблем.

Ее благополучие обеспечивается гуманностью во взаимоотношениях, умением любить и уважать друг друга. В ней существует высокая скоординированность действий при решении внутрисемейных проблем, взаимоуважение и взаимопонимание формируют положительную нравственную атмосферу. Ребенок чувствует себя равноправным в семейном коллективе: ее любят, но не балуют, привлекают к семейной труда, одновременно учитывают его личные интересы и потребности. Материальная обеспеченность и образовательный уровень родителей способствуют укреплению дружбы между родителями и детьми, их желанию проводить вместе свободное время, в доверительном общении решать все вопросы семейной жизни. Дети ценят советы родителей, подражают им личный пример.

Неблагополучная семья - семья, в силу объективных или субъективных причин потеряла свои воспитательные возможности, в результате чего в ней возникают неблагоприятные условия для воспитания ребенка.

К неблагополучным относятся:

- Семьи, где родители - алкоголики, наркоманы - ведут аморальный образ жизни. В таких семьях формирования ребенка искажается. Она рождается слабым, болезненным, страдает нервно - психические заболевания, растет без заботы, опеки, нет самого необходимого;

- Семьи асоциальные. Члены конфликтуют с морально - правовыми нормами общества, склонны к правонарушениям;

- Семьи неполные. В них ребенка воспитывает один из родителей, преимущественно мать. Возникают они в основном вследствие: развод супругов, смерти одного из родителей, лишения родительских прав и т.п В таких семьях общение с детьми скудное, часто они испытывают трудности бытового характера, психологический дискомфорт, поэтому нередко им не хватает уравновешенности, доброжелательности, зато проявляют чрезмерную раздражительность, безразличие.

Защитить детей от семейного неблагополучия может система регулирования семейного воспитания. Организацию помощи родителям, если они хотят им воспользоваться, осуществляют учитель, школа на основе формирования отношений сотрудничества, взаимопомощи, взаимопонимания.

К важнейшим особенностям современности относятся:

1. Изменение ценностных ориентаций детей и их родителей. Многие представители современной молодежи в основном не верит в истинные ценности и благотворительность, чувствуют обманутыми. Как результат - увеличивается количество малолетних преступников. В системе жизненных ценностей у многих родителей преобладают стремление к обогащению, попытки воспитать у детей прагматичность, рационализм, волю к успеху. Благородство, доброта, умение сочувствовать и помогать другим часто недооцениваются.

2. Отделение молодой семьи от семьи. В современных условиях - это объективный фактор, обусловленный социально-экономическим развитием общества, его производительных сил, уровня культуры. Комплекс этих факторов обеспечивает укрепление и развитие семьи как самостоятельного социального института, который самоутверждается без пренебрежения жизненного опыта старших. В отдельных семьях, является мобильной социально - экономической институцией общества, создается и благоприятный психологический климат для воспитания детей. Однако чаще молодая семья, как правило, испытывает трудности из-за бытовую неустроенность, материальные трудности, профессионально -производственные проблемы, что влияет на воспитание детей.

Семейное воспитание - это воспитание детей в семье родителями, родственниками, опекунами или лицами, которые заменяют родителей. Перспективным для новейшего семейного воспитания является возрождение традиционного высокого статуса семьи, ее авторитета, супружеской верности, любви к детям и обязанности по их воспитанию, уважения к родителям, повышение роли супругов в создании, укреплении, сохранении и расцвете семьи, обеспечения на их примере моральной подготовки молодежи к супружеской жизни. Честь семьи, единство, преемственность, преемственность поколений, семейная и супружеская согласие - приоритеты семейного воспитания.

Необходимым условием правильного воспитания детей является тесный контакт между семьей и школой, взаимопонимание и взаимоуважение между учителями и родителями. Если родители уважают школу и прислушиваются к советам учителей частности классного руководителя, преподносят в глазах детей авторитет школы и учителей, дети лучше учатся старательно выполняют свои школьные обязанности. Их легче воспитывать и родителям, и школе.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Принципы деятельности специального психолога
Попробуем определить основные принципы, подходы к организации деятельности специального психолога. На наш взгляд, к ним следует отнести: 1. Принцип теоретико-методологического «позиционирования» психолога. 2. Принцип единства методологии, диагностической и ко ...

Школа как фактор воспитания лидерских качеств
Анализ практики воспитания лидера в современных условиях показывает, что в ряде случаев в процессе формирования и развития личности лидера за пределами сферы влияния семьи и её культуры участвует школа. Несмотря на то, что изначально задачи школы отличаются о ...

Разделы