Реализация компетентностного подхода в образовании. Сущность компетентностно-ориентированного обучения

Педагогика » Формирование профессиональных педагогических качеств » Реализация компетентностного подхода в образовании. Сущность компетентностно-ориентированного обучения

Страница 1

Приоритетом в учебной деятельности вуза в настоящее время является внедрение компетентностного подхода в обучении для повышения эффективности образовательного процесса и качества образования. Поэтому первоочередная задача педагогической работы – формирование компетенций будущих специалистов, которые позволят им быть востребованными профессиональной средой, быть полезными обществу и государству. Чтобы в конечном итоге иметь хорошего специалиста необходимо создать условия для формирования социально–информационных, когнитивных, специальных, учебно– методических, социальных и ключевых компетенций.

1. Социально-информационные компетенции характеризуются владением информационными технологиями и критическим отношением к социальной информации, распространяемой средствами массовой информации. Посредством использования средств информационных технологий на уроках решается ряд педагогических задач, которые сложно, а иногда и невозможно, решить традиционными методами, а именно:

- развитие личности (мышление, эстетическое воспитание, развитие умений экспериментально-исследовательской деятельности, формирование информационной культуры);

- выполнение социального заказа (общая информационная подготовка пользователя, так называемая «Компьютерная грамотность», подготовка специалиста в определённой области на основе информационных технологий);

- интенсификация учебно-воспитательного процесса (повышение эффективности и качества обучения, углубление межпредметных связей за счёт интеграций информационной подготовки и подготовки по дисциплине).

Исходя из того, что электронные и традиционные учебные материалы гармонично дополняют друг друга как части единой образовательной среды, основной задачей работы преподавателей является обеспечение студентов информационно-образовательными и развивающими электронными ресурсами. Использование элементов информационных технологий повышает интерес у студентов к изучаемым дисциплинам, а также расширяет их кругозор. Особенно хорошо эти компетенции реализуются в процессе научно – исследовательской работы студентов, при прохождении учебных практик и стажировок. Студенты в своих работах используют электронные таблицы, интернет - технологии, электронные презентации. Тем самым, закрепляя теоретические знания и практические навыки решения задач на основе элементов информационных технологий.

2. Когнитивные компетенции призваны развивать готовность студентов к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личного потенциала, способность к саморазвитию. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. Существует понятие когнитивный стиль – устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов, предполагающие использование различных исследовательских стратегий. Человек уникален - одного можно убедить, другому нужно только убедиться.

Реализовать эти компетенции можно посредством исследовательской и творческой деятельности студентов. Это и непосредственно учебная деятельность, и участие в научно – практических конференциях, семинарах, конкурсах, участие в проектной деятельности, дискуссиях и других творческих мероприятиях.

3. Учебно-методические компетенции развивают способность самостоятельно осваивать новые знания, умения и способы действий, а также постоянно обогащать свою профессиональную компетентность. Задача педагога - развивать потребность студента к самостоятельному освоению новых знаний, формированию собственной методической и научной базы. Большая роль при реализации данных компетенций отводится дистанционному обучению. Реализуя эти компетенции, институт уделяет большое внимание оснащению библиотеки новой учебной и методической литературой, с учетом профилей подготовки. Фонд библиотеки составляет около 60 тысяч экземпляров, 92% основной учебной и методической литературы имеет гриф Ведомственных Министерств. В библиотеке функционирует Центр правовой информации, база данных содержит свыше 110 тысяч правовых документов

4. Специальные компетенции показывают подготовленность студента к самостоятельному выполнению профессиональных действий, оценке результатов своего труда. Это компетенции, обеспечивающие выполнение конкретного действия или профессиональной задачи.

5. Социальные компетенции призваны формировать способность студента ориентироваться в социально-экономических условиях региона, взаимодействовать с людьми разных социальных групп, этнической и религиозной принадлежности, вырабатывать толерантность, проявлять сопряженность личных интересов с потребностями организации и общества.

6. Ключевые компетенции это общие компетенции человека, которые необходимы для социально-продуктивной деятельности любого современного специалиста. Это межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах. Реализация этих компетенций возможна и через воспитательную работу, которая направлена на:

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Воспитание лидера как психолого-педагогическая проблема
Термин «лидер» имеет англоязычное происхождение. В словаре иностранных слов понятие «лидер» раскрывается как «член группы с наивысшим статусом, за которым признается право принимать решения в значимых для этой группы ситуациях». Согласно определению философск ...

Логопедическая работа по развитию лексики дошкольников с общим недоразвитием речи
Формирование речи у детей с её недоразвитием строится с учётом закономерностей развития фразовой речи в норме. Задача заключается не только в том, чтобы научить детей пользоваться определёнными словами и выражениями, но главным образом в том, чтобы вооружить ...

Разделы