Педагогическое творчество учителя в школе

Педагогика » Педагогическое творчество учителя в школе

Страница 3

Мастерство – то великое чудо, которое рождается мгновенно, когда педагог во что бы то ни стало должен найти оригинальное решение, обнаружить педагогический дар, веру в бесконечные возможности человеческого духа! Доктор педагогических наук Ю.П. Азаров утверждает формулу мастерства, сущность которой в триаде: технология, отношения и личность. Мастерство не выносит болтовни. Оно непременно должно замыкаться на материальной стороне дела – технологией. Эта технология должна быть запущенна без промедления, ибо благодаря этому создаются отношения, а эти отношения формируют учителей и детей при общении. Чтобы прийти к такой технологии и к такой системе отношений, когда взрослые доверяют детям, а дети готовы всегда прийти на помощь взрослым, необходимо истинное педагогическое творчество, необходима та особая вера и в свои силы, и в силы своих коллег, и в силы детей, которая непременно снимет страх, предаст мажорный настрой всем педагогическим действиям, утвердит логику радости и борьбы за лучшие идеалы жизни школы. Эта причудливая взаимосвязь технологии, отношений и личности – должно быть пронизано игрой: игра снимает усталость, создает обстановку раскованности и защищенности, утверждает демократизм общения, ведет к свободе и дисциплине. Игра расковывает, дает простор и выход лучшим силам и свойствам ребенка, демократизирует всю систему средств, все общение, способна самую трудную работу сделать легкой и увлекательной. Игровую деятельность следует понимать широко. Это и клубные занятия, и спортивные соревнования, и театральные импровизации. И в этом многомерном сочетании видов деятельности надо различать два основных направления детской жизни – игру и труд. В них главным образом происходит становление ребенка, проявляется и формируется мастерство педагога. Игра почти мгновенно рождает стремление переносить любые трудности, которое крайне необходимо любой трудовой деятельности. И что самое интересное: крайне нужные творческому труду компоненты сосредоточены в игре, а то, что необходимо игре, находится в сфере труда.

Из опыта Азарова Ю.П. игры приобретали гигантские размеры и по форме и по содержанию. Каждая из них длилась по несколько недель. «У нас было 180 га. земли, огромное подсобное хозяйство, цветники, птицеферма, студии, кружки, секции. И весь этот объем трудовых дел был втиснут нами в игру. И дети боролись за то, чтобы заполучить наиболее трудное задание: разгрузить вагон кирпича, построить мастерские, собрать урожай капусты, провести конкурс, организовать выставку картин. Я рассуждал так: да, ребенок выполняет трудовые задания не в силу долга, а в силу требований игровой ситуации. Главное, что ученик сам идет к приобретению практического опыта, трудовых навыков, сам тянется к познанию окружающего мира». Игра строится на мажоре и как бы снимает необходимость обращать внимание на те сложные противоречия, которыми полна жизнь ребенка и его окружения. Прав был А.С. Макаренко, когда подчеркивал, что в педагогике, чего бы мы ни коснулись, так или иначе, прейдем к принципу меры.

В свете изложенного выше творчество педагога представляется как высшая форма активной деятельности учителя по преобразованию педагогической действительности, в центре которой стоит Ученик. При этом педагогическое творчество будет иметь место, если преобразовательная деятельность Учителя характеризуется такими показателями, как систематическое переосмысление своей деятельности в свете научных теоретико-педагогических знаний, создание своеобразных и эффективных путей решения профессионально-творческих задач в конкретный момент педагогической действительности, способствующих выработке самостоятельной профессиональной позиции. Это, в свою очередь, ведет к расширению его функционального ноля.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Сюжетно-ролевые игры
В первом полугодии учебного года воспитатель интенсивно формирует у детей игровые умения и главным образом ролевое поведение. Он включает ребят в совместную игру или предлагает сюжет в виде небольшого рассказа. В младших группах у детей уже сформированы основ ...

Понятие индивидуализации при обучении иностранному языку
Каждый из нас сталкивался с таким явлением: какое-то событие волнует одного человека, толкает его на речевые поступки, побуждает высказывать свое мнение, но оставляет равнодушным другого; или: один человек всю жизнь читает приключенческую литературу и смотрит ...

Разделы