Профессиональное самоопределение учащихся

В процессе социализации и профессионального самоопределения учащихся успех их действий существенным образом зависит от их собственной активности, от сформированности субъективной позиции. Именно эта позиция и связанный с ней опыт позволяют учащимся целенаправленно, сознательно, активно и умело осуществлять выбор профессии и подготовку к ней. Иными словами, активность учащегося в профессиональном самоопределении определяется тем. насколько он подготовлен как субъект деятельности; эта активность выступает прежде всего как «самоориентирование» учащегося, выступающего в качестве субъекта самоопределения. Поэтому при изучении первых этапов профессионального самоопределения и важно оценить сформированность субьективной активности учащегося.

С позиции личностного подхода выделяются четыре стадии процесса профессионального самоопределения. Первая стадия - возникновение и формирование профессиональных намерений под влиянием общего развития и первоначальной ориентировки в различных сферах труда. Эта стадия соответствует старшему школьному возрасту, и именно ей посвящено большинство исследований. Вторая стадия - профессиональное обучение как освоение выбранной специальности, осуществляемое в ПТУ, техникуме, вузе. Третья стадия - профессиональная адаптация, характеризующаяся формированием индивидуального стиля деятельности и включением в систему производственных и социальных отношений. На четвертой стадии личность частично или полностью реализует себя в самостоятельном труде, что характеризуется как уровнем овладение операциональной стороной профессиональной деятельности, так и уровнем сформированности определенного отношения к труду. На этой стадии выявляется выполнение или невыполнение тех ожиданий, которые связывались человеком с профессиональным трудом.

Обращаясь к поиску факторов, детерминирующих динамику формирования профессионала на всех стадиях, Т.В. Кудрявцев и А.В. Сухарев в своих исследованиях исходили из гипотезы о. связи характерологических черт личности с профессиональным самоопределением. В частности, они рассмотрели влияние особенностей личности на стадиях формирования профессиональных намерений и профессионального обучения, а также выяснили связь черт личности с успешностью обучения в различных сферах профессиональной деятельности.

Ряд существенных показателей сформированности профессиональных намерений можно получить с помощью дифференциально-диагностического опросника Е.А. Климова.

Целью автора было желание определить интересы, предпочтения, склонности, которые очень часто говорят и о способностях. Опросник проводился в средней школе №30 г. Курска в 9 классе, в нем принимало участие 24 человека, были получены следующие результаты:

- 6 человек из класса проявили способности к профессии типа «человек-техника»;

- 3 человека - к профессии типа «человек-художественный образ»;

- 8 человек - к профессии типа «человек-знак»;

- 5 человек - к профессии типа «человек-природа»;

- 2 человека - к профессии типа «человек-человек».

На основании этих данных можно сделать вывод, что большинство учащихся имеют склонности к профессии типа «человек-знак», затем по количеству человек идут профессии типа «человек-техника», причем склонности к этому типу профессии имеют мальчики, так как они больше связаны с техникой. Затем идут профессии типа «человек-природа», к этому типу профессии имеют склонности девочки.

Выявление склонностей у учащихся к различным типам профессий имеет большое значение. Дело в том, что способности благоприятствуют успеху в том или ином виде деятельности. А то, что успешнее получается - больше нравится. Приятнее заниматься с успешным результатом, чем биться без успеха. Поэтому человек обычно более склонен к тому, к чему более способен. Таким образом, мы можем узнать в результате применения этого опросника, - к какой области приложения сил человек сейчас более склонен, к какой - менее. Это очень важно, ведь выбор профессии - одна из сложнейших и самых ответственных жизненно-практических задач,. которую приходится решать человеку.

Другие статьи:

Разделы