Униатские школы

Униатские школы были представлены учебными заведениями, называемыми новициантами. Расширением и укреплением униатской идеологии занимался орден базалиан. Первые базилианские школы появились в 1637 году в Борунах, Жировичах, Красноборье, Минске, Новогрудке, Чери и др. В начале 19 в. в 13 базилианских школах училось около 4400 учащихся.

При многих школах открывались театры. Так, театр при Виленском иезуитском коллегиуме существовал более 100 лет, с 1671 по 1765 г. Вообще в 17 – начале 19 в. Беларусь была одной из самых «театральных» стран Европы. Помимо школьных театров действовали театры с драматическими, оперными и балетными трупами, оркестрами у Радзивиллов в Несвиже и Слуцке, у Зорича в Шклове, Чернышова в Могилеве, Огинского в Слониме, Тышкевичей в Свилочи и Плещеницах, Тизенгауза в Гродно.

В Беларуси в период Речи Посполитой был весьма широкий выбор образовательных форм и средств. По всей видимости, мнения некоторых историков о тяжелом религиозном гнете явно преувеличены. Об отсутствии религиозного фанатизма, о равенстве в правах людей, принадлежащих к разным конфессиям, говорят памятники архитектуры – нередко церковь, костел, молебный дом, синагога, мечеть в белорусских городах строились поблизости, порой на одной площади. Но самый интересный, веский и бесспорный факт – это то, что выбор школы часто определяется только уровнем образования, который она давала, а не конфессиональной принадлежностью, т.е. православные могли учиться в католических учебных заведениях, католики в протестантских и т.д. Об этом свидетельствуют биографии многих деятелей просвещения того времени. Проповедником толерантных межконфессиональных отношений был Николай Лянчицкий (1574–1653), создатель произведений морально-религиозного характера. В 1767 г. Сейм Речи Посполитой принял постановление об уравнивании в политических правах всех так называемых диссидентов, в том числе православных, католиков и протестантов.

Другие статьи:

Школа как фактор воспитания лидерских качеств
Анализ практики воспитания лидера в современных условиях показывает, что в ряде случаев в процессе формирования и развития личности лидера за пределами сферы влияния семьи и её культуры участвует школа. Несмотря на то, что изначально задачи школы отличаются о ...

Психологический инструментарий в имиджелогии педагога и особенности его использования в процессе становления личности младшего школьника
Опираясь на имеющиеся определения имиджа, выделим его основные составляющие. Наиболее значимые из них: Внешний облик; Использование вербальных и невербальных средств общения; Внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее "Я". Внешний облик п ...

Разделы