Компетентностный подход в образовании как инновационный процесс

Педагогика » Формирование информационной компетентности школьников на уроках технологии » Компетентностный подход в образовании как инновационный процесс

Страница 1

Изначально компетенции стали противопоставляться специальным знаниям и умениям, непосредственно связанным с реализацией конкретной профессиональной деятельности. Тем самым они стали противопоставляться понятию «квалификация» и начали рассматриваться как самостоятельные универсальные составляющие любой профессиональной деятельности, влияющие на ее успешную реализацию. Естественно, возник вопрос: можно ли научить компетенциям? Таким образом, проблематика компетенций попала в образование и со временем заняла в нем ведущее место. В чем причина такого интереса к компетенциям и придания им в современном западном образовании центрального места?

В первую очередь, это связано с системными изменениями, которые произошли в мире труда и управления в западной экономике в последние десятилетия. «Информационный взрыв», возникший вследствие использования информационных технологий, привел не только к увеличению в десятки раз объема потребляемой информации, но и к ее быстрому старению и постоянному обновлению. Это касается и научных разработок, быстрое внедрение которых в производство приводит к принципиальным изменениям не только в экономической деятельности, но и в повседневной жизни людей. Список профессий обновляется более чем на 50% каждые 7 лет и, чтобы быть успешным, человеку приходится менять не только место работы, но и переквалифицироваться в среднем 3-5 раз в жизни. Постоянные изменения стали нормой жизни современного общества.

В подобных обстоятельствах продуктивность профессиональной деятельности зависит не от обладания какой бы то ни было раз и навсегда заданной специальной информацией, а от умения ориентироваться в информационных потоках, инициативности, умения справляться с проблемами, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы для достижения поставленной цели. Поэтому требования к сотрудникам также претерпели серьезные изменения. Мало быть хорошим специалистом, надо еще быть хорошим сотрудником. Место исполнительного и эффективно справляющегося со своими обязанностями сотрудника занял образ сотрудника инициативного, умеющего брать на себя ответственность и принимать решения в неопределенных ситуациях, эффективно работать в группе на общий результат, самостоятельно учиться, восполняя недостаток профессиональных знаний, необходимых для решения конкретной проблемы.

В то же время проблематика компетенций не ограничивается лишь рамками успешной профессиональной деятельности и поведения сотрудника в современной бизнес-организации. Это вопрос общечеловеческий. Какие способности и качества необходимы человеку современного и будущего демократического общества для решения его личных и профессиональных задач? Другими словами, каков идеальный тип человека современности и ближайшего будущего? Это самостоятельный, предприимчивый, ответственный, коммуникабельный, толерантный, способный видеть и решать проблемы автономно, а также в группах, готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в команде и т.д. Все вышеперечисленные свойства и качества универсальны и необходимы любому человеку в любой профессиональной деятельности.

Необходимость обучения подобным качествам (компетенциям) по существу и является ответом образования на вызовы современного общества, которое характеризуется все возрастающей сложностью и динамизмом. Отсюда и компетентностный подход в обучении сосредоточивается на том, чтобы не увеличивать объем информированности человека в различных предметных областях, а помочь людям самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях. Те же умения, которые помогают человеку ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленных целей, стали называть компетенциями или ключевыми компетенциями.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Модель методики использования географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников при изучении курса «География России»
В ходе создания модели мы исходили из положения, что любая система состоит из взаимосвязанных компонентов, способна к развитию и функционирует во взаимосвязи с окружающей ее средой. При конструировании модели предполагалось. Изучение основ экологического и ге ...

Организация и проведение психодиагностики памяти младшего школьника
1. Организация психодиагностической работы Исследовательская работа будет состоять из 3 этапов: 1. организация психодиагностики; 2. проведение психодиагностической работы по определению качества памяти учеников; 3. исследование эффективности метода «Сопровожд ...

Разделы