Компетентностный подход в образовании как инновационный процесс

Педагогика » Формирование информационной компетентности школьников на уроках технологии » Компетентностный подход в образовании как инновационный процесс

Страница 4

Последние два термина можно употреблять как синонимы в двух основных значениях – знающий, в смысле умеющий и в смысле умений, которыми он обладает, а также способный, в смысле имеющий определенный потенциал, возможности осуществлять те или иные действия. Следует отметить, что в российском образовании термин «знающий» чаще употребляется в значениях информированный, эрудированный, имеющий сведения, чем умеющий. Тем не менее, в свете сказанного мы предлагаем пользоваться термином «компетенция» как уже устоявшимся понятием в международном образовательном сообществе.

С точки зрения авторов стратегического доклада в рамках проекта «Определение и Отбор Компетенций (DeSeCo): Теоретические основания» (Швейцария и США), компетенция определяется как способность удовлетворять требованиям или успешно выполнять задание и имеет как когнитивные, так и некогнитивные составляющие.

Компетенция – это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования или выполнять задание (или вести деятельность). Как видно из приведенного определения, компетенция рассматривается еще в одном измерении: компетенция должна отвечать индивидуальным и общественным требованиям. Иными словами, она должна позволять получать индивидуально или общественно значимые продукты или результаты. По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция – готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, надпредметные умения, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д. Компетентности – качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта.

Доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии, г. Москва, Хуторской Андрей Викторович даёт своё понимание сегодняшнего термина компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.Какие же качества необходимы человеку в любой профессиональной деятельности? Дж. Равен, автор книги «Компетентность в современном обществе», на основе проведенных опросов молодых людей, работавших в организациях, где им приходилось включаться в ситуации общения, прогнозирования, руководства, координирования действий с коллегами, проявлять изобретательность и настойчивость, пытаться понять людей и социальные ситуации, ориентироваться в групповых процессах, так отвечает на этот вопрос:

способность работать самостоятельно без постоянного руководства;

способность брать на себя ответственность по собственной инициативе;

способность проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать;

готовность замечать проблемы и искать пути их решения;

умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа;

способность уживаться с другими;

способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе (т. е. учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими);

умение принимать решения на основе здравых суждений, т. е. не располагая всем необходимым материалом и не имея возможности обработать информацию математическ.

Таким образом, сущностными признаками компетенции являются следующие характеристики - постоянная изменчивость, связанная с изменениями к успешности взрослого в постоянно меняющемся обществе. Компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности.

Компетенция проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации, и связана с мотивацией на непрерывное образование.

Страницы: 1 2 3 4 

Другие статьи:

Психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи различного генеза неоднократно являлась предметом специального изучения. Под общим недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимают комплек ...

Порядок организации детских массовых мероприятий
Организаторами детских массовых мероприятий могут быть юридические лица, в том числе: предприятия, организации, учреждения, политические партии, общественные, профсоюзные, религиозные организации, творческие союзы, а также объединения граждан, зарегистрирован ...

Разделы