Ключевые компетенции западного и отечественного образования

Педагогика » Формирование информационной компетентности школьников на уроках технологии » Ключевые компетенции западного и отечественного образования

Страница 1

Вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуально эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования». Понятие Ключевых компетентностей еще не устоялось. Вместе с тем в результате многообразных дискуссий сегодня стало ясно, что ключевые компетентности характеризуются следующими моментами.

Сам термин «ключевые компетенции» (key skills) указывает на то, что они являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно ориентированных. В то же время владение ими позволяет человеку быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности повседневной жизни при осуществлении деятельности в области образования, на рабочем месте или при получении (профессиональной) подготовки. Предполагается, что ключевые компетентности носят надпрофессиональный и надпредметный характер и необходимы в любой области деятельности. В Оксфордско-Кембриджской образовательной программе «Ключевые компетенции» (2000) указывается, что ключевые компетенции – это важные специфические компетенции, которые используются в повседневной жизни при осуществлении деятельности в области образования, на рабочем месте или при получении (профессиональной) подготовки. В европейском проекте «Определение и отбор ключевых компетентностей» (DeSeCo) ключевые компетенции определяются как важные «во многих жизненных сферах и служащие залогом жизненного успеха и эффективного функционирования общества»

Конкретное наполнение понятия «ключевые компетенции» на Западе связано с анализом запроса работодателей и социальных ожиданий общества. Советом Европы определены пять ключевых компетенций, которыми «должны быть оснащены молодые европейцы». Эти компетенции следующие:

политические и социальные компетенции, такие как способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты не-насильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов;

компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе. Для того чтобы контролировать проявления (возрождение – resurgence) расизма и ксенофобии и развития климата нетолерантности, образование должно «оснастить» молодых людей межкультурными компетенциями, такими как принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий;

компетенции, относящиеся к владению (mastery) устной и письменной коммуникацией, которые особенно важны для работы и социальной жизни, с акцентом на то, что тем людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция. В этом же контексте коммуникации все большую важность приобретает владение более чем одним языком;

компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способов к критическому суждению в отношении информации, распространяемой массмедийными средствами и рекламой;

способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни.

Таким образом, ключевые компетентности – наиболее общие (универсальные) выработанные способы действия (способности и умения), позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества. Ключевые компетентности приобретаются в образовательном процессе в результате опыта их успешного применения. Ключевые компетентности проявляются в деятельности. Ключевые компетентности переносимы (применимы в новых ситуациях). В европейском проекте «Определение и отбор ключевых компетентностей» (DeSeCo) на основе практического обобщения авторитетных мнений получен следующий состав ключевых компетенций (таблица 1).

Таблица 1 Ключевые компетенции для успешной жизни и эффективно функционирующего общества

Критическое мышление и холистический (интегрированный) подход

Действовать автономно

Способность защищать и отстаивать свои права, интересы, обязанности, потребности

Способность строить и исполнять жизненные планы и проекты

Способность действовать внутри широкого контекста

Интерактивно использовать инструменты

Способность интерактивно использовать язык, символы и тексты

Способность интерактивно использовать знания и информацию

Способность интерактивно использовать (новые) технологии

Функционировать в социально неоднородных группах

Способность строить взаимоотношения с другими

Способность к кооперированию

Способность разрешать конфликты

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Система повышения квалификации работников образования: к истории вопроса
Сложившаяся система повышения квалификации - это результат и в известном смысле итог исторического развития системы образования в России. В целях более глубокого понимания проблемы становления системы повышения квалификации остановимся на историческом аспекте ...

Психофизиологические особенности и особенности субкультуры подростков
Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, но чаще всего как возраст полового созревания. Л.С. Выготский различал три точки созревания: органического, полового и социального. У человека в истории развития общества точ ...

Разделы