Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность

Педагогика » Формирование информационной компетентности школьников на уроках технологии » Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность

Страница 2

Только в этом случае правомерно говорить о подлинной компьютерной грамотности, поскольку только тогда возникает понимание того, как современные технические средства могут превратиться в инструмент получения новых знаний.

В качестве основы информационной и коммуникационной компетентности выступает комплекс умений, который авторы публикации «Большая Семерка (Б7) Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность» Бурмакина В.Ф., Зелман М., Фалина И.Н. обозначают термином “большая семерка”. К окончанию школы учащиеся должны достаточно хорошо владеть этими умениями.

Первым шагом на пути превращения наших детей в компетентных пользователей современными информационными и коммуникационным и технологиями является описание комплекса базовых умений, которыми им предстоит овладеть. Необходимо также разработать эффективную методику обучения и систему контроля результатов. Кроме того, если мы хотим обеспечить всем нашим питомцам процветающее будущее в обществе, где информация превращается в основной элемент его жизнедеятельности, то очень важно координировать и объединить усилия учителей-предметников, сотрудников школьных библиотек и преподавателей информатики, руководителей образовательных учреждений.

Отличительной чертой современного общества становится все возрастающая изменчивость окружающего мира. Вхождение человеческой цивилизации в информационное общество предъявляет принципиально новые требования к системе образования. Одним из путей решения этой проблемы в нашей стране является проект «Информатизация системы образования» (ИСО), проводимый Правительством Российской Федерации. Реализация проекта возложена на Национальный фонд подготовки кадров (НФПК) при поддержке Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Проект ИСО направлен на поддержку реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и содействие в обеспечении доступности, качества и эффективности образовательных услуг в системе общего и начального профессионального образования на основе использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

В соответствии с Концепцией информатизации общего образования в качестве одной из главных задач утверждается формирование информационной компетентности. Одним из условий подготовки ИКТ-компетентных граждан является высокий уровень ИКТ-компетентности самих учителей. Данные исследования, выполненного Центром социологии образования РАО об использовании обучающих и демонстрационных компьютерных программ учителями, преподающими различные предметы, свидетельствуют о том, что процент учителей, использующих в своей деятельности ИКТ-технологии, до сих пор остаётся низким (менее 30 %).

Описанная выше ситуация явилась побуждающим мотивом для привлечения внимания учителей к проблеме формирования ИКТ-компетентности школьников. В феврале-марте 2009 года Образовательным центром «Школьный университет» был проведён практический интернет-семинар для учителей на тему «Формирование ИКТ-компетентности школьников».

Понятие "информационная компетентность" достаточно широкое и определяемое на современном этапе развития педагогики неоднозначно (О.Б. Зайцева, А.Л. Семенов, В.Л. Акуленко, М.Г. Дзугоева, Н.Ю. Таирова, О.М. Толстых). Мы вслед за Тришиной С.В. исходим из того, что информационная компетентность - это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности.

В структуре категории "информационная компетентность" выделяем компоненты: 1) когнитивный; 2) ценностно-мотивационный (гносеологический); 3) технико-технологический (технологический); 4) коммуникативный; 5) рефлексивный.

Владение информационной компетентностью в сочетании с квалифицированным использованием современных средств информационных и коммуникационных технологий, составляет в нашем понимании суть ИКТ-компетентности (информационно-коммуникационно-технологической компетентности) или информационно-функциональной компетентности (ИФК).

С точки зрения деятельностного подхода в структуре информационно-функциональной компетентности выделяем разделы: 1) сбор и хранение информации; 2) поиск информации; 3) восприятие, понимание, отбор и анализ информации; 4) организация и представление информации; 5) создание информационного объекта на основе внутреннего представления человека; 6) планирование информации, коммуникация; 7) моделирование; 8) проектирование; 9) управление.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Информатизация внеурочной деятельности школьников. Использование средств информационных технологий при организации внеурочных занятий
Давно известно, что одним из определяющих воспитательных факторов для школы является наличие благотворно влияющей среды обитания. Широкая сеть бытовых, досуговых, развлекательно-познавательных учреждений, библиотек в непосредственной близости к учебным заведе ...

Метод «Сопровождения»
Выше были исследованы имеющиеся данные об участии общей моторики и мелкой моторики в непроизвольном запоминании, в мыслительных процессах, а также в укреплении общего здоровья. Можно сказать, что игры на уроке иностранного языка в младшей школе оптимальный вы ...

Разделы