Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность

Педагогика » Формирование информационной компетентности школьников на уроках технологии » Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность

Страница 2

Только в этом случае правомерно говорить о подлинной компьютерной грамотности, поскольку только тогда возникает понимание того, как современные технические средства могут превратиться в инструмент получения новых знаний.

В качестве основы информационной и коммуникационной компетентности выступает комплекс умений, который авторы публикации «Большая Семерка (Б7) Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность» Бурмакина В.Ф., Зелман М., Фалина И.Н. обозначают термином “большая семерка”. К окончанию школы учащиеся должны достаточно хорошо владеть этими умениями.

Первым шагом на пути превращения наших детей в компетентных пользователей современными информационными и коммуникационным и технологиями является описание комплекса базовых умений, которыми им предстоит овладеть. Необходимо также разработать эффективную методику обучения и систему контроля результатов. Кроме того, если мы хотим обеспечить всем нашим питомцам процветающее будущее в обществе, где информация превращается в основной элемент его жизнедеятельности, то очень важно координировать и объединить усилия учителей-предметников, сотрудников школьных библиотек и преподавателей информатики, руководителей образовательных учреждений.

Отличительной чертой современного общества становится все возрастающая изменчивость окружающего мира. Вхождение человеческой цивилизации в информационное общество предъявляет принципиально новые требования к системе образования. Одним из путей решения этой проблемы в нашей стране является проект «Информатизация системы образования» (ИСО), проводимый Правительством Российской Федерации. Реализация проекта возложена на Национальный фонд подготовки кадров (НФПК) при поддержке Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Проект ИСО направлен на поддержку реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и содействие в обеспечении доступности, качества и эффективности образовательных услуг в системе общего и начального профессионального образования на основе использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

В соответствии с Концепцией информатизации общего образования в качестве одной из главных задач утверждается формирование информационной компетентности. Одним из условий подготовки ИКТ-компетентных граждан является высокий уровень ИКТ-компетентности самих учителей. Данные исследования, выполненного Центром социологии образования РАО об использовании обучающих и демонстрационных компьютерных программ учителями, преподающими различные предметы, свидетельствуют о том, что процент учителей, использующих в своей деятельности ИКТ-технологии, до сих пор остаётся низким (менее 30 %).

Описанная выше ситуация явилась побуждающим мотивом для привлечения внимания учителей к проблеме формирования ИКТ-компетентности школьников. В феврале-марте 2009 года Образовательным центром «Школьный университет» был проведён практический интернет-семинар для учителей на тему «Формирование ИКТ-компетентности школьников».

Понятие "информационная компетентность" достаточно широкое и определяемое на современном этапе развития педагогики неоднозначно (О.Б. Зайцева, А.Л. Семенов, В.Л. Акуленко, М.Г. Дзугоева, Н.Ю. Таирова, О.М. Толстых). Мы вслед за Тришиной С.В. исходим из того, что информационная компетентность - это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности.

В структуре категории "информационная компетентность" выделяем компоненты: 1) когнитивный; 2) ценностно-мотивационный (гносеологический); 3) технико-технологический (технологический); 4) коммуникативный; 5) рефлексивный.

Владение информационной компетентностью в сочетании с квалифицированным использованием современных средств информационных и коммуникационных технологий, составляет в нашем понимании суть ИКТ-компетентности (информационно-коммуникационно-технологической компетентности) или информационно-функциональной компетентности (ИФК).

С точки зрения деятельностного подхода в структуре информационно-функциональной компетентности выделяем разделы: 1) сбор и хранение информации; 2) поиск информации; 3) восприятие, понимание, отбор и анализ информации; 4) организация и представление информации; 5) создание информационного объекта на основе внутреннего представления человека; 6) планирование информации, коммуникация; 7) моделирование; 8) проектирование; 9) управление.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Опыт воспитания у старшеклассников качеств современного лидера
В ходе бесед и интервью нами было выяснено, что уровень социальной активности, определяемый по методике «Большая душа никогда не бывает одинокой» на начальном этапе в экспериментальных и контрольных группах примерно одинаковый. Однако на заключительном этапе ...

Совершенствование коммуникативной культуры преподавателя
Сфера педагогической деятельности, также как и другие области профессионального труда, в эпоху интенсивного развития научно-технической цивилизации стала настолько динамичной, что знания и практические умения преподавателя нуждаются в постоянном пополнении и ...

Разделы