Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность

Педагогика » Формирование информационной компетентности школьников на уроках технологии » Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность

Страница 3

В зависимости от развития показателей информационно-функциональной компетентности выделяем репродуктивный, конструктивный, продуктивный уровни.

Определение ИКТ-компетентности вводится на базе определения ИКТ–грамотности [33]. ИКТ_грамотность — это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.

Под ИКТ–компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ–грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.

ИКТ-компетентность определяется также как «общеучебное умение работать с информацией, представленной в электронном виде. Соответственно, формирование этого умения должно проходить на всех школьных уроках, в том числе и на уроках технологии [1]. В дополнение к этому можно добавить, что из самого понятия «компетентность» вытекает и основное условие, необходимое для её формирования. Компетентность можно сформировать только на практике. Следовательно, большее внимание со стороны учителя должно уделяться практической направленности учебных материалов.

Задача учителя сегодня — попробовать шире взглянуть на содержание и методы обучения своему предмету, постараться вплести в канву традиционных умений по предмету те, которых сегодня не хватает учащимся. В частности, умения, составляющие ИКТ-компетентность.

На схеме 1 представлена модель ИКТ–компетентности учащегося:

Схема 1 Модель ИКТ–компетентности учащегося

Содержание ИКТ-компетентности составляют следующие познавательные навыки (таблица 2):

Таблица 2 Содержание ИКТ-компетентности учащегося

Определение

(идентификация)

Умение точно интерпретировать вопрос

Умение детализировать вопрос

Нахождение в тексте информации, заданной в явном или в неявном виде

Идентификация терминов, понятий

Обоснование сделанного запроса

Доступ

(поиск)

Выбор терминов поиска с учетом уровня детализации

Соответствие результата поиска запрашиваемым терминам (способ оценки)

Формирование стратегии поиска

Качество синтаксиса

Управление

Создание схемы классификации для структурирования информации

Использование предложенных схем классификации для структурирования информации

Интеграция

Умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников

Умение исключать несоответствующую и несущественную информацию

Умение сжато и логически грамотно изложить обобщенную информацию

Оценка

Выработка критериев для отбора информации в соответствии с потребностью

Выбор ресурсов согласно выработанным или указанным критериям

Умение остановить поиск

Создание

Умение вырабатывать рекомендации по решению конкретной проблемы на основании полученной информации, в том числе противоречивой

Умение сделать вывод о нацеленности имеющейся информации на решение конкретной проблемы

Умение обосновать свои выводы

Умение сбалансировано осветить вопрос при наличии противоречивой информации

Структурирование созданной информации с целью повышения убедительности выводов

Сообщение

(передача)

Умение адаптировать информацию для конкретной аудитории (путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда)

Умение грамотно цитировать источники (по делу и с соблюдением авторских прав)

Обеспечение в случае необходимости конфиденциальности информации

Умение воздерживаться от использования провокационных высказываний по отношению к культуре, расе, этнической принадлежности или полу.

Знание всех требований (правил общения), относящихся

к стилю конкретного общения

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Формирование словаря глаголов
Найти лишнее слово среди глаголов. Думать, ехать, размышлять, соображать. Бросился, ринулся, накинулся, слушал. Ненавидеть, презирать, наказывать. Приехал, прибежал, укатился, приплыл. Выбежал, вошел, вылетел, выскочил. Налил, насорил, вылил. Подбежал, вошел, ...

Учебно-методическая работа преподавателя экономических дисциплин. Организация и проведение занятий с использованием новых технологий обучения
Экономика и организация труда — одна из специальных дисциплин в системе подготовки экономиста-менеджера для агропромышленного комплекса. Учебная программа по данной дисциплине направлена на формирование у студентов видения целостной системы управления социаль ...

Разделы