Закономерности отклоняющегося развития как основание деятельности психолога в системе специального образования

Педагогика » Организация и содержание деятельности психолога специального образования » Закономерности отклоняющегося развития как основание деятельности психолога в системе специального образования

Страница 2

Можно сформулировать иерархию общих и специфических закономерностей отклоняющегося развития.

Закономерности 1 -го порядка (наиболее общие, присущие всем категориям дизонтогенеза):

• системная, иерархически организованная структура дефекта;

• изменение активности по амплификации внешних воздействий (характера и динамики присвоения);

• социально-психологическая дизадаптация;

• изменение всей структуры и соотношений сформированности системы базовых составляющих психического развития.

Закономерности 2-го порядка (типологические, отражающие специфику отдельных групп отклоняющегося развития):

• характерный для каждой группы отклоняющегося развития профиль сформированности базовых составляющих;

• нарушение речевого опосредования;

• изменение (специфические особенности) способности к приему, переработке и воспроизведению информации;

• нарушение процесса формирования понятий и представлений.

Закономерности 3-го порядка (типологические, специфичные для отдельных вариантов отклоняющегося развития):

• профиль и особенности сформированности уровневои системы базовых составляющих отдельных типологических вариантов отклоняющегося развития;

• специфические особенности отдельных типологических вариантов.

Подобный методологический подход к анализу закономерностей отклоняющегося развития позволяет не столько определить закономерности феноменологии различных категорий дизонтогенеза, сколько построить систему закономерностей развития, в основе которой находится единая анализируемая структура.

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Текст: понятие, признаки, виды
Текст (от лат. textus — «ткань; сплетение, связь, сочетание») – в общем плане связная и полная последовательность символов. Существуют две основных трактовки понятия «текст»: «имманентная» (расширенная, философски нагруженная) и «репрезентативная» (более част ...

Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений с помощью игр
Проанализировав опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста, в том числе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР), мы пришли к выводу: игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педаго ...

Разделы