Закономерности отклоняющегося развития как основание деятельности психолога в системе специального образования

Педагогика » Организация и содержание деятельности психолога специального образования » Закономерности отклоняющегося развития как основание деятельности психолога в системе специального образования

Страница 2

Можно сформулировать иерархию общих и специфических закономерностей отклоняющегося развития.

Закономерности 1 -го порядка (наиболее общие, присущие всем категориям дизонтогенеза):

• системная, иерархически организованная структура дефекта;

• изменение активности по амплификации внешних воздействий (характера и динамики присвоения);

• социально-психологическая дизадаптация;

• изменение всей структуры и соотношений сформированности системы базовых составляющих психического развития.

Закономерности 2-го порядка (типологические, отражающие специфику отдельных групп отклоняющегося развития):

• характерный для каждой группы отклоняющегося развития профиль сформированности базовых составляющих;

• нарушение речевого опосредования;

• изменение (специфические особенности) способности к приему, переработке и воспроизведению информации;

• нарушение процесса формирования понятий и представлений.

Закономерности 3-го порядка (типологические, специфичные для отдельных вариантов отклоняющегося развития):

• профиль и особенности сформированности уровневои системы базовых составляющих отдельных типологических вариантов отклоняющегося развития;

• специфические особенности отдельных типологических вариантов.

Подобный методологический подход к анализу закономерностей отклоняющегося развития позволяет не столько определить закономерности феноменологии различных категорий дизонтогенеза, сколько построить систему закономерностей развития, в основе которой находится единая анализируемая структура.

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Цель и содержание обучения школьников в рамках интегрированных кружков по информатике
В процессе обучения интеграция – это проявление дидактического принципа системности (А. И. Азевич, А. К. Артемов, Ю. К. Бабанский, В. С. Безрукова, М. Н. Берулава, С. В. Гордина, А. Я. Данилюк, В. А. Далингер, В. Р. Ильченко, Б. М. Кедров, Я. И. Коменский, В. ...

Методы реализации культурологического подхода в обучении английскому языку в средней школе
Для реализации лингвокультурологического подхода в обучении английскому языку принципы культуросообразности и развивающего обучения являются центральными. Это достигается следующими методами: 1) метод проблемных ситуаций и проблемных вопросов; 2) частично-пои ...

Разделы