Наблюдение как основной вид фронтального обследования

Педагогика » Организация и содержание деятельности психолога специального образования » Наблюдение как основной вид фронтального обследования

Страница 2

Наблюдаемые параметры и результаты, наблюдения

Первичные результаты наблюдения удобно регистрировать в табличном варианте (табл. 1). Для этого при наличии проблем в той или иной выделяемой сфере в соответствующей графе ставится крестик или галочка. Следует иметь в виду, что при значительной выраженности особенностей (проблем) в какой-либо сфере таких «отметок» может быть несколько.

Таблица 1

Схема параметров, выделяемых при наблюдении

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

№ парты

Наличие особенностей в сфере

Операциональные характеристики деятельности

Целенаправленность деятельности (регуляторная зрелость)

Двигательное развитие

Речевое

развитие

Аффективно-эмоциональная сфера

Коммуникативные особенности

Операциональные характеристики деятельности и их влияние на поведение ребенка в целом

Эти параметры очень тесно связаны, с одной стороны, с общим уровнем психической активности ребенка, а с другой — являются характеристиками динамическими, то есть изменяющимися в процессе самой деятельности. К операциональным характеристикам деятельности в первую очередь относятся работоспособность и темп деятельности.

1. Работоспособность

Работоспособность является базовой характеристикой, в значительной степени определяющей возможность адаптации ребенка к условиям регулярного обучения.

Работоспособность, безусловно, зависит как от внешних условий деятельности, так и от психофизиологических особенностей — ресурсных возможностей ребенка. В процессе деятельности происходит изменение работоспособности, ее снижение. Для однотипной или продолжительной деятельности можно выделить определенные периоды: период врабатывания в тот или иной вид деятельности (различный по своей длительности у разных категорий детей), период оптимальной работоспособности, утомление. Последнее может быть некомпенсируемым (в этом случае никакие мотивационные, игровые и прочие факторы не в состоянии вернуть работоспособность к более высокому уровню) или компенсируемым. Также можно говорить и о пресыщении как об одной из характеристик работоспособности. Пресыщение может не быть непосредственно связано с утомлением, в особенности некомпенсируемым, оно скорее характеризует мотивационный аспект работоспособности. Однако пресыщение может наблюдаться и в сочетании с утомлением.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Особенности личностных и индивидуальных качеств учителя
Рассмотрим личностные и индивидуальные качества учителя также и с позиции требований, которые предъявляет сегодня школа к учителю. Полагаем, что учитель должен отвечать одновременно трем уровням требований, предъявляемых к этой профессии. Требования первого у ...

Работа с активом читателей
Читатели, часто посещающие библиотеку, любящие книгу и чтение, обычно помогают библиотекарю во всех его начинаниях: принимают участие в подготовке массовых библиотечных мероприятий, стараются привлечь в библиотеку своих товарищей. Добровольное участие в делах ...

Разделы