Наблюдение как основной вид фронтального обследования

Педагогика » Организация и содержание деятельности психолога специального образования » Наблюдение как основной вид фронтального обследования

Страница 3

Используя метод наблюдения, можно выделить такие параметры работоспособности, как:

• слишком быстрое некомпенсируемое утомление (выражению сниженная работоспособность);

• относительно медленное, но стойкое, некомпенсируемое утомление (сниженная работоспособность);

• быстрое, но компенсируемое утомление, связанное в первую очередь не столько с утомлением от определенного вида деятельности (например, письма), сколько с мотивационным фактором;

• пресыщение деятельностью, связанное в первую очередь с мотивационными механизмами деятельности.

Совершенно очевидно, что появление признаков утомления и наступление самого утомления (то есть снижения работоспособности) сказывается не только на характере деятельности и параметрах внимания, но и на темпе деятельности. Само утомление у разных детей проявляется по-разному в различных ситуациях, примеры которых приведены в разделе, посвященном анализу наблюдения за темповыми характеристиками деятельности.

2. Темп деятельности

Нормативным следует считать равномерный, устойчивый деятельности, когда ребенок успевает сделать все, что панировал педагог. Наблюдая за поведением детей на уроке, в других условиях можно выделить несколько категорий детей по особенностям темпа их деятельности.

Одни достаточно быстро и активно начинают работать, однако по мере утомления или усложнения заданий темп их деятельности снижается (часто этому соответствует снижение интереса к заданиям).

У других детей можно отметить не столько снижение темпа деятельности, сколько его выраженную неравномерность. О них педагоги говорят, что они «работают от батарейки» (включил — выключил).

Третьим вариантом являются не столько проблемы темпа хотя внешне они выглядят именно темповыми трудностями, сколько проблемы вхождения, «включения» ребенка в работу.

Еще одним вариантом проблем, связанных с темпом деятельности, является просто выраженный замедленный темп деятельности ребенка во всех видах его деятельности. Такой ребенок не только недостаточно быстро работает на уроке, но и медленно пишет, медленно достает учебники и переворачивает страницы.

Также можно говорить и о ситуативно обусловленном замедлении темпа деятельности в экстремальных, в том числе психотравмирующих и экспертных ситуациях. Подобное замедление темпа вплоть до полной невозможности работать может наблюдаться во время контрольных и самостоятельных работ, при ответах у доски в различных условиях.

Ситуативным можно назвать снижение темпа соматически ослабленного или заболевающего ребенка. В этом случае мы обнаружим проблемы темпа, но в ситуации наблюдения в следующий раз такой ребенок не должен будет выделяться по этим характеристикам среди одноклассников.

Таким образом, анализируя наблюдение за темпом деятельности, можно выделить следующие его параметры:

• резкое снижение темпа, обусловленное утомлением (физическим или психическим);

• неравномерность или колебания темпа деятельности;

• низкий индивидуальный темп деятельности, проявляющийся во всех сферах психической деятельности (как правило, связанный с общим невысоким уровнем психической активности, психического тонуса);

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи:

Рекомендации для проведения дополнительных игровых форм при обучении детей младшего школьного возраста
Особенностями детей младшего школьного возраста являются любознательность, богатая фантазия, неусидчивость, обостренное восприятие окружающего мира. Основная проблема, связанная с возрастом - адаптация к новым условиям, переход ребенка из детского сада в школ ...

Психолого-лингвистические основы речевой деятельности
Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании. Она обогащает человека, служит предметом искусства. Речь разнообразна. Это и разговор друзей, и горяч ...

Разделы