Основные этапы углубленной психологической диагностики

Педагогика » Организация и содержание деятельности психолога специального образования » Основные этапы углубленной психологической диагностики

Чтобы максимально эффективно и с минимальными затратами времени и сил как специалиста, так и ребенка провести углубленное обследование, проанализировать его результаты и составить заключение, а также дать рекомендации родителям и/или педагогам, необходимо использовать рациональную технологию. В данном случае технология подобной деятельности заключается в разбиении ее на этапы, оптимальное и последовательное использование методических средств (в том числе и диагностического инструментария) и эффективная деятельность на каждом этапе работы. Все этапы должны быть взаимосвязаны и подвергаться корректировке в зависимости от результатов предыдущего этапа.

Каждый этап диагностического процесса включает в себя соответствующие подэтапы, разделы, которые точно также технологично и последовательно должны сменяться один другим.

К таким, на наш взгляд, основным этапам диагностического процесса относятся:

1) подготовка к проведению обследования;

2) углубленное диагностическое обследование, которое состоит из:

• ознакомления с историей развития (психологический анамнез);

• анализа продуктов деятельности ребенка (в том числе деятельности во внеучебное время);

• непосредственное проведение обследования (в соответствии с определенной технологией);

3) анализ полученных результатов (в соответствии с определенной схемой);

4) составление заключения по результатам обследования;

5) консультация родителей (педагогов) и рекомендации по дальнейшему развитию и обучению ребенка.

3.2 Подготовка к проведению обследования и первичный прием

Совершенно естественно, что углубленная диагностика как задача возникает перед психологом не внезапно. Существует, по крайней мере, две ситуации, когда она становится необходима. Первая — когда сам психолог в результате наблюдения в естественной ситуации (на перемене, в группе продленного дня, на школьном празднике, общешкольном мероприятии и т.п.), анализа группового обследования (в том числе специально организованного наблюдения на уроке), в какой-либо другой ситуации обнаружит выделяющиеся поведенческие особенности ребенка, особенности его взаимоотношения со сверстниками или взрослыми. Вторая — когда возникает запрос от педагогов или родителей. Естественно, что подобный запрос точно также будет определяться какими-либо особенностями ребенка, которые не устраивают родителей или педагогов, не соответствуют их требованиям к обучению или поведению ребенка в классе, дома и пр.

Прежде чем начинать проводить углубленную диагностику, необходимо детально познакомиться со всеми материалами, которые есть относительно данного ребенка. В первую очередь к ним относятся контрольные работы, дневниковые записи классного руководителя или воспитателя, личное дело ребенка и т.п.

Эти первичные данные позволят ему эффективно и грамотно, с минимизацией временных затрат построить оценку истории развития ребенка — сбора психологического анамнеза.

Другие статьи:

Формирование ИКТ-компетенции школьников на уроках технологии
Сегодня большое внимание уделяется формированию ИКТ-компетенций школьников. И это вполне оправдано тем, что информация и научные знания стали факторами, определяющими общий стратегический потенциал общества. Задача учителя заключается в том, чтобы научить дет ...

Типы и виды уроков биологии
В системе уроков, составляющих единство в раскрытии темы, имеется большое разнообразие. Учителю важно знать, чем один урок отличается от другого и какие закономерности он должен учитывать в построении того иного урока. Чтобы разобраться в этом, необходимо зна ...

Разделы