Познавательные интересы ребенка-дошкольника очень рано начинают сами заявлять о себе. Проявляется это сначала в форме вопросов, которыми ребенок осаждает взрослых с трех-четырех лет. К.И. Чуковский приводит запись вопросов, заданных четырехлетним мальчиком отцу в течение двух с половиной минут.
А куда летит самолет?
А медведи носят брошки?
А кто качает деревья?
А можно достать такую большую газету, чтобы завернуть живого верблюда?
А осьминог из икры вылупляется или он молокососный?
А куры ходят без калош?
Такие и подобные вопросы задаются всеми детьми в этом возрасте. Но станет ли детское любопытство устойчивым познавательным интересом, зависит от тех взрослых, которые окружат ребенка.
В развитии познавательных интересов дошкольника существует две основные линии:
Первая линия – постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше у ребенка открывающихся пред ним сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.
Вторую линию развития познавательных интересов составляет постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы деятельности.
Старшего дошкольника пяти-шести лет начинают интересовать не только те явления и их причины, которые он видит непосредственно перед собой, но и обобщенные свойства предметов окружающей действительности. Дети этого возраста задают такие вопросы: «Если вся вода течет в море, то куда она потом девается?», «Что такое бобыль?», «Из чего человек сделан?» и т.п.
Естественно отвечая на вопросы, беседуя с ребенком на разные темы, необходимо учитывать возрастную специфику развития познавательных интересов ребенка. Но необходимо постоянно ориентироваться в том, чем интересуется ребенок, а затем уже оказывать влияние на формирование его интересов.
Выявить интересы ребенка можно с помощью вопросов, но не прямых: «Что тебе интересно?», «О чем бы ты хотел узнать?», а вопросов косвенных: «Что бы ты хотел делать в выходной день?», «Какой подарок ты бы хотел получить (подарить)?», «Чем ты хотел заниматься летом (зимой)?». Вопросы такого типа помогут определить, что же интересует ребенка и какое место в его жизни занимает познавательные и творческие интересы. И уже в зависимости от этого можно направлять в ту или иную сторону развитие интересов ребенка.
Для возникновения устойчивых интересов недостаточно познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. А этому способствует включение дошкольника в совместную со взрослыми деятельность. Взрослый может попросить ребенка помочь ему сделать что-нибудь в группе или по дому, изготовить какой-нибудь атрибут для игр, послушать вместе запись любимой сказки. Возникающие у ребенка в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создает положительную окраску деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности.
Но во всех этих ситуациях следует будить собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов, в усвоение новых знаний.
Другие статьи:
Работа по повышению уровня правовой культуры в рамках группы испытуемых
путем проведения серии занятий
Главными путями реализации задачи повышения уровня правовой культуры дошкольников являются игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий; традиционные праздники, концерты; беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательн ...
Развитие внимания на разных этапах урока истории
Воспитание внимания школьников не сводится к каким-либо отдельным приемам педагогического воздействия. Но представляет собой систему учебно-воспитательных влияний. Каждый из ее методических элементов может иметь положительное значение. Однако эффективность пр ...