Психолого - педагогические условия развития творческого воображения в театрализованной деятельности

Педагогика » Развитие творческого воображения дошкольников в процессе театрализованных игр » Психолого - педагогические условия развития творческого воображения в театрализованной деятельности

Страница 5

Можно спросить ребенка: «Кто зимой на окнах рисует узоры?», «Почему вода стала твердой?», «Что будет лучше прыгать: мячик или деревянный шарик?» и т.п. Главное – разбудить интерес ребенка, вызвать его активное отношение к новому, желание самому думать и открывать это новое.

Но накопление знаний – это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезным грузом, если человек не умеет с ними обращаться, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности.

Первые шаги в творческой деятельности, как мы видели, делаются в игре. Значит, одно из важнейших направлений в развитии воображения дошкольника – это обогащение игр ребенка, включение в его игру творческих элементов.

В четыре-пять лет начинает складываться ролевая игра, в которую играет уже группа детей и вход взрослому кажется уже закрытым. И через ролевую игру можно развивать воображение ребенка, можно воздействовать на саморазвитие этой игры.

Взрослый может организовать игру с тем, чтобы повлиять на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий. Если ребенок сначала варит обед, а затем бросает кастрюльки и начинает укладывать куклу спать, то взрослый может остановить его и предложить вместе покормить куколку, потом убрать посуду, а потом уже раздеть и уложить куклу. Такие игры-занятия формируют у ребенка устойчивость и последовательность игровых действий, переводят его с уровня предметной игры на уровень игры ролевой. А уже в ролевой игре, ка мы видим, и происходит наиболее быстрое и полное развитие детской фантазии. Необходимо посмотреть, во что играют дети, достаточно ли разнообразны сюжеты их игр, проявляются ли собственные находки детей и фантазии при организации игр.

И если нет, то можно помочь детям, просто поиграть вместе с ними, попридумывать, посочинять. Хорошо организовать игру с несколькими сюжетами, которые следуют один за другим: вот ребенок- «мама» забирает свою куклу- «дочку» из детского садика и разговаривает с воспитательницей, затем едет на автобусе домой, дома кормит «дочку», одевает ее, ведет в парикмахерскую и т.п. В таких играх взрослый может превратиться на 10-15 минут в требовательного пассажира, придирчивого покупателя, капризничающего пациента – и этим не просто взрослый доставит радость, а поможет ему развить игру, а вместе с ней и воображение. Пусть ребенок сам активно участвует в диалогах, придумывает, что можно ответить на ту или иную реплику взрослого, как можно построить сюжет при его неожиданном повороте (поехали в парикмахерскую, а она закрыта; куда повести куклу- «дочку» в воскресенье и т.п.).

Старшим дошкольникам очень нравятся игры-драматизации, то есть разыгрывания знакомых сказок. Здесь можно самим придумать и сделать декорации, костюмы и лучше всего не просто воспроизвести текст знакомого произведения, а импровизировать по ходу игры, придумывать самые разные варианты сюжета.

Играя с ребенком, мы должны помнить, что главное – это развитие общих особенностей воображения, о которых мы говорили ранее: умение планировать свою деятельность в сочетании с творческими, нестандартными решениями. А это будет проявляться, если мы придадим творческий характер играм детей, поможем им быть самостоятельными в таких деятельностях, как рисование, конструирование, лепка. Здесь иногда бывает так, что взрослые, стараясь усовершенствовать постройки и рисунки детей, прямо показывают, как надо рисовать и как строить. Такой прямой показ приводит к тому, что ребенок часто усваивает и пользуется готовыми шаблонами, а его собственная творческая активность затормаживается. Поэтому лучше обратить внимание ребенка на свойства изображаемого предмета, научить его способам передачи этих свойств, только слегка направить его поиск в изображении предметов, в построении композиции и выборе сюжета, а не давать ему отдельных шаблонов для подражания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Другие статьи:

Принципы русской орфографии
Развернутое определение орфографии дает В.Ф. Иванова «Орфография - это: 1) исторически сложившаяся система написаний, которую принимает и которой пользуется общество: 2) правила, обеспечивающие единообразие написаний в тех случаях, где возможны варианты; 3) с ...

Характеристика лексической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи
Нарушения формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, несформированности семантических полей, трудностях ак ...

Разделы