Наблюдения в уголке природы
целесообразно сочетать не только с практической деятельностью ребенка, но и с рисованием, выполнением развивающих заданий с использованием художественной деятельности. Взрослый рисует вместе с ребенком и одновременно объясняет способы изображения растений. Содержательное наблюдение за растениями приведут ребенка к решению эстетических задач. Таким образом, на базе познания у дошкольников начинает формироваться внимательное заинтересованное, бережное отношение – важный аспект нравственно-этического становления человеческой личности.
В отличие от растений животные обладают определенным своеобразным поведением. Они могут ходить, бегать, лазать, плавать, летать, едят и пьют почти как люди, слышат и видят, то есть воспринимают окружающий мир и реагируют на него. Наблюдение животныхвсякий раз может рождать эстетическое наслаждение, если взрослый обращает на это внимание. В наблюдениях за животными воспитатель должен научить детей понимать их поведение, что животное испытывает в данный момент: страх, боль, радость, удовольствие, чувство голода и т.д.
Для выявления представлений детей о способах проявления заботливости можно дать детям порученияпозаботиться о ком-либо (например, о животном), предложить рисовать на тему «Я забочусь о…». Полученные результаты говорят о том, что у детей есть желание проявлять заботу об объектах природы, но как это сделать, они не знают, и не всегда правильно определяют потребности живого организма.
Исследования Л.С. Игнаткиной, М.К. Ибраимовой доказывают, что понимание поведения животных – основа для воспитания бережного и заботливого отношения к ним. Самое главное – научить ребенка правильному обращению с животным: мягкости, не назойливости, умению считаться с желаниями животного.
Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Природа – великий учитель!
При формировании заботливого отношения к окружающему используются разнообразные методы и приемы.
Общеизвестно, что одним из наиболее эффективных являются игровые методы
, поскольку в игре ребенок отражает свое отношение и переживания.
В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы "погрузить" детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия "природного" содержания.
Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом. Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление сложившегося у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет.
Детям предлагаются условия для развертывания сюжетно-ролевой игры «Доктор Айболит». Эта игра позволила выявить отношение детей к больным, нуждающимся в заботе животным, увидеть имеющиеся у детей умения оказывать помощь нуждающимся. Через игру отрабатывались полученные знания о способах проявления заботы.
Так же использовались проблемные ситуации
, которые позволили ребенку сориентироваться и проявить заботу о животных, растениях. Дети должны были представить, как будет чувствовать себя животное (растение) в этой ситуации, и оказать ему свою помощь, проявить заботу.
Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного, заботливого и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.
Другие статьи:
Использование
дифференцированного подхода при обучении математике в начальной школе
По итогу проведенной контрольной работы учащиеся экспериментального класса в своём большинстве соотносятся к среднему уровню подготовки, но имеет место низкий и высокий уровни подготовки учащихся. Поэтому имеет смысл апробировать дифференцированный подход при ...
Место темы «Графические редакторы» в школьном курсе информатика
В начальной школе из рекомендуемых учебных программ только авторский коллектив А.Л. Семенов, Е.И. Булин-Соколова, А.А. Муранов в курсе «Информатика» рассматривают эллементы компьютерной графики в разделе «Информационные технологии» с 1 по 3 класс. При этом ра ...