О дифференцированном и индивидуальном подходе к учащимся в процессе обучения математике в начальной школе

Педагогика » Дифференциация как один из основных подходов к изучению математики младшими школьниками » О дифференцированном и индивидуальном подходе к учащимся в процессе обучения математике в начальной школе

Страница 1

Проблема индивидуального подхода к детям волновала многих передовых учителей и прогрессивных мыслителей еще до революции. Революционные демократы очень сильно критиковали педантичное, холодное отношение к детям, требовали тщательного внимания к ребенку, к его возрастным и индивидуальным особенностям.

Основными пропагандистами изучения индивидуальности детей были Л.Н.Толстой и К.Д.Ушинский. У ряда советских психологов предметом изучения стало индивидуальное развитие младших школьников.

За последнее время было проведено ряд исследований исследующих индивидуальную подготовленность детей к школе. И было выявлено, что все больше детей приходит в первый класс, не только зная буквы, но и уже умеют читать и писать: кто-то читает по буквам, кто-то по слогам, а другие – умеют читать уже целыми словами. Это ставит учителя перед необходимостью по-иному организовывать учебный процесс с первоклассниками разной готовности к обучающему процессу, приспосабливать к этому и методику обучения, более полно, обширно учитывать развитие детей. А.К. Назарова показала, что на основе знания подготовленности детей к школе учитель может лучше организовывать коллективную деятельность учащихся на материале разной трудности: хорошо читающие получают дополнительно к букварю тексты для чтения, более сложные слова для составления предложений, логических упражнений, логические упражнения с большим количеством слов и т.д.

Подобно тому, как дети различаются по своим физическим качествам, говорил Василий Александрович Сухомлинский, так не одинаковы силы, необходимые для умственного труда. Память, наблюдательность, воображение, мышление протекают по – разному и имеются у каждого школьника.

Особое внимание у В.А.Сухомлинского привлекли слабоуспевающие дети. Он чётко указывает на их главный недостаток – неразвитость умственных способностей: неустойчивость внимания и памяти, инертности мышления, бедность речи, отсутствие любознательности, неразвитость эмоциональной сферы.

В.А. Сухомлинский задавал себе вопрос: «Откуда берутся такие дети?». Cтремясь рассмотреть действующие здесь причинно – следственные связи, установил зависимость успеваемости от здоровья и нездоровья детей.

Этот фактор выпадал из поля зрения исследователей. В основном учитывались проблемы, вызванные длительным отсутствием ученика в школе по болезни. В.А. Сухомлинский же перевёл вопрос в иную плоскость: а всегда ли мы учитываем хроническое недомогание детей, посещающих уроки, но практически на них не работающих?

Л.К. Назарова отметила, что те ученики, которые слабо подготовлены к изучению родного языка, находясь в среде с более подготовленными при правильной организации работы получают полезные знания и умения, потому что вся деятельность в классе происходит на высоком уровне трудности.

Индивидуальные потребности в усвоении и применении знаний связывают с обучаемостью, которая включает в себя: умственную выносливость, работоспособность, быстроту или же замедленное усвоение учебного материала, гибкость мыслительных процессов.

Помимо различий, относящихся к содержательной стороне психической жизни, дети различаются также и по некоторым психофизиологическим особенностям своего психического склада и поведения. В основе индивидуальных различий лежат особенности свойств нервной системы, на основе которых формируется психическая жизнь личности, все её психические процессы, её особенное и индивидуальное.

- Сущность и критерии дифференциации обучения младших школьников

Термин дифференциация (от лат. diffentia – различие) означает расчленение, разделение целого на различные формы и ступени.

Дифференцированным считается учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учёт типичных индивидуальных различий учащихся.

Выделяют два основных вида дифференциации обучения школьников:

– внешняя дифференциация (дифференциация обучения). Этот вид предполагает создание особых типов школ и классов, в которые зачисляются учащиеся с определёнными индивидуальными особенностями.

Школы особого типа ориентированы на учащихся:

- имеющих определённые способности, проявляющих интерес к какому – либо циклу предметов, с высоким уровнем обучаемости и т.д.;

- с отклонениями в физическом или интеллектуальном развитии.

Внешняя дифференциация проявляется и в создании особых классов. В средней школе обычно организуются профильные классы с учётом проектируемой профессии, интересов, склонностей учащихся и д.р. В начальной школе создаются классы для детей с трудностями в обучении, например классы компенсирующего обучения (ККО), классы коррекционно – развивающего обучения (КРО).

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Умение работать с текстом как результат освоения ОПО НОО
В современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Скорее чтение следует рассматривать как постоянно развивающуюся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. как качество человека, которое должно совершенство ...

Физика как основа для развития критического мышления
Безусловно, этот процесс должен быть комплексным, т.е. распространяться на все учебные предметы, включая физику, которая вносит значительный вклад в умственное развитие человека. С незапамятных времен место в системе школьного образования определялось ее роль ...

Разделы