Реализация принципов орфографии в русских учебниках

Педагогика » Принципы русской орфографии и их реализация в школьных учебниках » Реализация принципов орфографии в русских учебниках

Страница 2

На правило – правописание Ы, И после Ц– в учебнике даны упражнения следующего типа:

Задание: Прочитайте. Спишите слова, вставляя пропущенные ы, и.

Ц рк, ц фры, акац я, зайц , ц плята, огурц , улиц , станц я, милиц я, репетиц я, танц , демонстрац я, страниц .

К традиционному принципу можно отнести следующие правила:

непроверяемые бузударные гласные и согласные корня;

правописание корней с чередующимися гласными О – А;

правописание корней с чередующимисягласнымиЕ – И.

На правило – непроверяемые бузударные гласные и согласные корня – в учебнике даны упражнения следующего типа:

Задание: Спишите полезные советы-шутки, вставляя пропущенные буквы. В случае затруднения обращайтесь к орфографическому словарю.

Если сразу же после сна сделать утреннюю г мнастику хотя бы их десяти упражнений, а потом умыться и старательно почистить зубы, то р бота пойдёт в два раза быстрее.

Если утром застелить свою кр вать, аккуратно сложив деяло и п душки, то настроение будет в два раза лучше.

Если перед обедом помочь маме нарезать б тон, налить из к стрюли в т релки суп, а в ст каны – к мпот, то еда покажется в два раза вкуснее.

На правило –правописание корней с чередующимися гласными О, А – в учебнике даны упражнения следующего типа:

Задание: Спишите. Вставьте пропущенные буквы а или о. Расставьте ударение.

Сильно заг реть, выг реть от солнца, ог рок свечи, пахнет г рью, газовая г релка, подг ревшее молоко.

На правило –правописание корней с чередующимися гласными Е, И – в учебнике даны упражнения следующего типа:

Задание: Спишите, распределяя словосочетания в два столбика. Вставьте пропущенные буквы е или и. Обозначьте условия выбора буквы в корне слова.

Соб рать цветы, соб русь в школу, уб ри в комнате, доверие изб рателей, расст лать ковёр, пост лить бельё, оп реться на стол, оп ршись на локоть.

Дифференцированный принцип не представлен в учебниках для 5-го класса никакими правилами.

Орфографию изучают в 5 классе, а повторяют в 10 классе.

В учебнике 10 класса морфологический принцип представлен следующими правилами:

проверяемые написания

Для закрепления материала даны следующие упражнения:

Задание: Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках укажите проверочные слова.

Ум лять свои заслуги – ум лять о помощи, прож вать в городе – прож вать бутерброд, ч стота ударов сердца – ч стота русского языка, осв щение в комнате – посв тить жизнь любимому делу, прим рить поссорившихся – прим рять новое платье, сп шите новое расписание – сп шите делать добро, обв вать ветром – разв вать память, цветы стали ув дать – ув дать знакомого, выт сненный из комнаты – выт сненный узор, пот рять престиж – пот рать руки от удовольствия, опл тить издержки – спл титься во имя общего дела, упл тнить сроки – упл тить всю сумму.

Задание: Допишите окончания

Подойти к деревн , приехать из деревн , память о деревн , благодаря переписк , задание в тетрадк , записано в тетрад , лист из тетрадк , упражнение из тетрад , от имен , в санатори , на алле , в здани , в варень , о гени , в ине , на лезви , на остри , в питани , в плать , на побережь , в сознани , об умени , о фе , в забыть , на конференци , о Мари , о Марь .

Фонетический принцип:

Задание: Подготовительный диктант

Бе смысленный, бе жалостный, бе вкусный, бе заботный, бе шумный, бе злобный, бе следно, бе счетный, во буждение, во хождение, в дремнуть, во становить, в кипеть, и править, и следовать, неи черпаемый, неи сякаемый, ни вергнуть, ни послать, ни ходящий, прои шествие, ра печатать, ра грузить, ра телить, ра смотреть, ра серженный, чере чур, бивчивый, доровье, гребать, ползти, дание, жечь, гущенка, дравница, дешний, шить, беречь, держать.

Традиционный принцип:

Задание: Вставьте пропущенные буквы а, о, е, и. при затруднении воспользуйтесь словарём

Б ндероль, алг ритм, инж нер, б седа, экск ватор, м ринад, с рпантин, ижд вение, ур ган, п ртьера, б лкон, ф аско, с ната, нум рация, в рнисаж, в кцина, г раж, р зонанс, агр гат, т бурет, юв лир, акр бат, в ртуоз, ор ол, к блук, р туал, эл ксир, к лчан, г рмония, р зиденция, отр жение, тр туар, д ректива, комп тентный, б рьер, р кошет, б кал, сув ренный, к либри.

Подводя итог, можно говорить о том, что многообразие правил русской орфографии объясняется, с одной стороны, особенностями фонетического и грамматического строя русского языка, спецификой его развития, а с другой - взаимодействием с другими языками, как славянскими, так и неславянскими. Результатом последнего является большое количество слов нерусского происхождения, написание которых приходится запоминать.

В работе над формированием орфографических навыков у учащихся необходимо опираться на знание основных принципов орфографии в школе, а так же учитывать возрастные и психологические особенности детей, особенности изучаемой темы и т.д.

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Общая характеристика магистерской программы 080200.68 – Менеджмент
Цель магистерской программы – развитие у студентов личностных качеств и формирование общекультурных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных) и профессиональных компетенции в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, с учетом хара ...

Взаимодействие школы и семьи в воспитании лидерских качеств в дагестанском социуме
Анализ материалов, собранных на этапе констатирующего эксперимента, и его результаты дали возможность выявить исходный уровень развития лидерских качеств у учащихся 10 классов. Формирующий этап исследования проводился в средней школе №8 г. Кизилюрта в одном э ...

Разделы