Анализ программ по возможности использования экскурсии как формы экологического образования младших школьников

Педагогика » Экологическое образование младших школьников на экскурсиях » Анализ программ по возможности использования экскурсии как формы экологического образования младших школьников

Страница 2

Основная цель курса «Природоведение» (III – IV классы) – воспитание гуманной, творческой, социально-активной личности, ответственно относящейся к богатствам природы и общества. Приоритеты в программе отданы экологическому образованию и воспитанию. Наряду с этим продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы, начатое в первых двух классах.

Значительно разнообразнее становятся формы организации учебного процесса. Если при изучении окружающего мира основной формой служил урок, лишь с эпизодическими экскурсиями, то теперь это уроки в природе, и практические занятия, и полевые практикумы, и большая домашняя работа. Значительная роль отводится наблюдениям в природе, демонстрации опытов, экскурсиям.

Учебный материал в III классе распределен по темам: «Природа и мы», «Сбережем воздух и воду, полезные ископаемые и почву», «Сохраним удивительный мир растений и животных», «Будем беречь здоровье». Кроме того, предлагается дополнительная тема для кружковых и внеклассных занятий «Что такое экология», что говорит об экологизации курса природоведения. Курс рассчитан на 68 часов.

Программа IV класса рассчитана на 34 часа. Курс открывается темой «Мы – жители Земли», в которой формируются базовые географические понятия. Тема «Сбережем природу России» знакомит детей с природными зонами нашей страны, основными экологическими проблемами, природоохранной работой. Далее в теме «Сохраним природу своего края», изучаются особенности поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества, охрана природы края. Учащиеся не только должны усваивать теоретические знания, но и принимать активное участие в деле охраны природы. Кроме основного курса в программе «Зеленый дом» предлагаются два факультативных: «Экология для младших школьников» и «Планета загадок». Они предназначены для III – IV классов четырехлетней начальной школы и для II – III классов трехлетней школы, являются составной частью системы начального естественнонаучного образования и дополнением к курсу природоведения.

Программу А.А. Плешакова «Зеленый дом» можно назвать систематическим экологизированным курсом естествознания для начальной школы.

Программа З.А. Клепининой «Природа и люди».

Программа «Природа и люди» сохраняет в обновленном варианте все положительное, что было накоплено в многолетней практике преподавания курса природоведения, и вместе с тем учитывает идеи развивающего обучения. Цель программы – сообщить учащимся элементарные сведения о живой и неживой природе., познакомить с различными явлениями, научить детей проводить наблюдения за изменениями в природе, дать знания о значении охраны природы и мероприятиях по сохранению природных богатств, сформировать первоначальные гигиенические знания и навыки личной гигиены, воспитывать чувство прекрасного и гуманное отношение к природе. Значительное место в программе отводится вопросам охраны природы. Содержание предмета направлено на создание условий для непосредственного участия младших школьников в природоохранной деятельности.

Программа разработана как единая для трех– и четырехлетней начальной школы, причем изучение предмета начинается с первого класса, для которого программа создана заново. Содержание материалов первых классов о сезонных изменениях в природе своей ме6стности группируется в трех темах: «Летние и осенние изменения в природе», «Зимние изменения в природе», «Весенние изменения в природе». В каждой теме в основном выдержан единый план изложения: изменения в неживой природе; изменения в жизни растений и их охрана; изменения в жизни животных и их охрана; сезонный труд людей. Во всех темах рассматривается вопрос об охране и укреплении здоровья человека в связи с сезонными изменениями в природе.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Лечение заикания
Обследование больных осуществляется комплексно, совместно с психологом, невропатологом, при необходимости привлекают специалистов разного медицинского профиля. Лечение также проходит комплексно и включает в себя медикаментозное лечение, физиотерапию и психоте ...

Различные территории и русская литература
Этот блок тесно связан с проблемой странствий писателя и его героев. Одной из заслуг А. С. Пушкина считается создание самобытного национального пейзажа на примере среднерусской равнины. Эта территория была предметом изображения и для И. С. Тургенева, и для Л. ...

Разделы