Особенности воспитания обучаемых младшего школьного возраста

Педагогика » Особенности педагогической деятельности в начальной школе » Особенности воспитания обучаемых младшего школьного возраста

Страница 1

Когда ребенку исполняется шесть лет, его ждет первая большая перемена в жизни – он становится школьником. Переход в школьный возраст связан с серьезными изменениями в деятельности, общении, отношениях ребенка с другими людьми. Игровая деятельность сменяется учебной, поэтому ведущей деятельностью становится учение.

Придя в школу, ребенок должен в определенные сроки овладеть знаниями, умениями и навыками, должен научиться пользоваться ими и т.д. Теперь ребенок должен рассматривать и заучивать такой материал, который в каждый данный момент сам по себе может быть ему и неинтересен, но нужен и важен для всей последующей учебной работы.

Ребенок стремится войти в мир взрослых обязанностей. Это выражается в том, что он желает стать учеником, хочет идти в школу, заниматься тем, чем занимаются сверстники и старшие ребята. Однако, отношение к предстоящему учению как к важному и ответственному делу не складывается само собой. Он берет пример со старших братьев и сестер, слушает рассказы взрослых, участвует в играх со старшими ребятами. Ребенок рано начинает интересоваться, что такое школа, что в ней делают, как проходят уроки. Взрослый, отвечая на эти вопросы, хотят они того или нет, сообщают ребенку фактические сведения о школе, формируют у него определенное отношение к будущему учению. Когда ребенок приходит в школу, он приносит с собой тот или иной взгляд на учение.

В школе у детей возникают и новые отношения – с учителем, который в их глазах является не заместителем родителей (как воспитатель в детском дошкольном учреждении), а представителем общества, который вооружен средствами контроля и оценки.

Но происходит это только при условии, что у ребенка имеется психологическая готовность к школе. Он, можно сказать, «перерастает» свое дошкольное детство. Ведь учение в школе отвечает его новым потребностям, становится главным делом на длительный период времени. Для детей ведущей деятельностью становится учебная, возникают новые виды деятельности, формируются и перестраиваются психические процессы.

В биологическом отношении у ребенка младшего школьного возраста, по сравнению с предыдущим возрастом, замедляется рост и заметно увеличивается вес. Скелет ребенка подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается, идет интенсивное развитие мышечной системы. В связи с тем, что развиваются мелкие мышцы кисти, появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма.

В школьном возрасте у ребенка совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга.

Интенсивно развивается психика ребенка: изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения, поэтому младшие школьники в высокой степени возбудимы.

У детей повышается точность работы органов чувств. Сравним показатели с дошкольным возрастом: чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные – на 80% (А.Н.Леонтьев).

Познавательная деятельность преимущественно переходит в процесс обучения. Расширяется сфера общения ребенка.

Восприятие отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии компенсируются его ярко выраженной эмоциональностью. Учитель постепенно приучает школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивает у детей наблюдательность.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Взаимосвязь политехнического образования и профессиональной ориентации школьников
Подготовка подрастающего поколения к жизни, к труду в народном хозяйстве страны - задача первостепенной важности. В этой связи проблема выбора профессии молодежью занимается значительное место во всей работе средней общеобразовательной школы. Вопрос «Кем быть ...

Методика использования элементов географического прогнозирования школьников на уроках географии в условияхпедагогического эксперимента
Целью экспериментального исследования являлось подтверждения правильности выдвинутой гипотезы и педагогической эффективности разработанной методики формирования понятия «Географический прогноз». Обучающий эксперимент проводился на базе 8 классов школ № 350, 3 ...

Разделы