Школа как фактор воспитания лидерских качеств

Страница 3

Путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века открывают идеи О.С. Газмана. Педагогической целью образования ребенка, равно как и лидера, он определяет идею свободы ребенка в образовании. Эта идея включает в себя «понимание социального устройства жизни и человека, а себя в этой жизни – как «особости», индивидуальности, обладающей правом на интеллектуальную и экономическую свободу, моральную автономию, социальную суверенность».

В сфере воспитания лидера мы придерживаемся позиции О.С. Газмана, который признает экзистенциональную сущность ребенка, его права на свободное самоопределение и самореализацию.

Идею свободоспособности человека характеризует автономность и нонконформистское сосуществование. Нами эта идея понимается как способность человека делать свой выбор в самостроительстве своей жизни и является в воспитании лидера наиважнейшим фактором. Эта идея позволяет человеку гармонично выстраивать свои отношения с миром.

Так как свободоспособность зависит от образовательного пространства, общества и человека в целом, то, естественно, что все процессы развития (индивидуализация и социализация), происходящие в этом пространстве, взаимосвязаны .

Интересно мнение О.С. Газмана относительно «педагогики необходимости», сопровождающей процесс социализации. Методы, с помощью которых строится этот процесс, должны быть гуманистическими. В нашем исследовании при реализации избранных моделей мы использовали диалоговый метод культуры взаимодействия, способствующий саморазвитию ребенка.

Рассматривая проблему индивидуализации личности, О.С. Газман выделяет четыре специально педагогически организованных действия, характеризующие взаимодействие взрослых и ребенка по поддержке и развитию в ребенке природного и приобретенного индивидуального опыта:

– индивидуально-ориентированная помощь детям в реализации первичных базовых потребностей, без чего невозможно ощущение ими их природной «самости» и человеческого достоинства;

– создание условий для максимально свободной реализации заданных природой (наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных и других способностей, характерных именно для данного индивида;

– поддержка ребенка в автономном духовном самостроительстве, в творческом самовоплощении («адаптивной активности», по В.А. Петровскому);

– поддержка ребенка в развитии его способности к жизненному самоопределению (экзистенциальному выбору).

Важным для нас является то, что «педагогика свободы» рассматривается как теория и практика деятельности профессионалов, ориентирующихся на развитие у детей свободоспособности. Именно эта идея объединяет сегодня педагогов-новаторов, тех, кто видит проблему образования личности как проблему индивидуального саморазвития, кто строит свой педагогический процесс взаимодействия с ребенком как субъект-субъектные отношения, в которых доминирует равный взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом.

Изучив структуру детского коллектива, этапы его развития, работу органов детского самоуправления, показанные в трудах отечественных исследователей А.С. Макаренко, Т.Н. Мальковской, Л.И. Уманского, мы полагаем, что активная позиция личности как проявление лидерства может быть воспитана только в педагогически организованном детском коллективе, который пройдет все необходимые этапы своего развития – от формирования зачатков коллективизма (на первом этапе) до развития творческого потенциала (на последнем).

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Особенности фонематического восприятия у дошкольников
Фонематический слух у ребенка начинает формироваться очень рано. На второй неделе жизни ребенок, услышав звук человеческого голоса, перестает сосать грудь матери, прекращает плакать, когда с ним начинают говорить. К концу первого месяца жизни младенца можно у ...

Реализация средств формирования словесно-логического мышления успевающих и слабоуспевающих студентов
В формирующем эксперименте приняли участие слабоуспевающие студенты, составившие экспериментальную группу. На данном этапе эксперимента мы провели работу по развитию словесно-логического мышления у студентов экспериментальной группы. Рассмотрим используемые н ...

Разделы