Взаимодействие школы и семьи в воспитании лидерских качеств в дагестанском социуме

Педагогика » Воспитание лидерских качеств у современных старшеклассников во взаимодействии школы и семьи » Взаимодействие школы и семьи в воспитании лидерских качеств в дагестанском социуме

Страница 3

Мы считаем, что в ходе таких видов предлагаемых мероприятий подростки, склонные к лидерству и к этому всячески побуждаемые родителями и педагогами, должны научиться самостоятельно выбирать и принимать решения, нести ответственность за совершаемые действия, аргументировано доказывать, отстаивать свою точку зрения, уважая мнение других, гуманно разрешать конфликтные ситуации, работать самостоятельно в группах, организовывать и самостоятельно проводить целенаправленную групповую деятельность. Такая всесторонняя деятельность лидера должна способствовать росту качественного уровня всего коллектива и становлению личности лидера как ведущего группы, что подтвердило и наше исследование.

Надо отметить, что в совместной деятельности в микрогруппах в ходе эксперимента проявились лидеры разного типа: лидеры-организаторы, лидеры-вдохновители, лидеры-генераторы идей, эмоциональные лидеры и т.д. Однако наша задача состояла в том, чтобы открыть лидера в каждом участнике, помочь каждому ребенку увидеть в себе качества лидера. Не порождая взаимную зависимость в коллективе, мы старались создавать ситуацию, при которой сам подросток будет стремиться открывать в себе лучшие лидерские качества.

II

.

Второй этап – это определение самостоятельности испытуемой группы подростков и качества действий её лидера. Основой этого этапа стала игра «Контрольная для команды». Эта игра стала завершающим звеном в системе игр и методик, главным условием которых было обеспечение самостоятельности каждого участника.

Игра «Контрольная для команды». Цели и задачи:

а) создать сложные игровые ситуации, проявляющие лидера как ведущего группы, способного активизировать свою ситуативно-ролевую позицию в деятельности всей группы при достижении цели;

б) проверить уровень овладения всей группой навыками самостоятельной деятельности;

в) способствовать развитию креативного мышления и обретению опыта социального творчества.

Методически игра «Контрольная для команды» состоит из блоков, включающих в себя упражнения и задания, содержащие сложные ситуации.

Упражнение №1 – «Представление окружающим интересного события».

В обращении – инструкции ребятам предлагалось зарисовать интересные события, произошедшие с ними за прошедший год, и представить их присутствующим. Рисунок выполняется самостоятельно в течение 5 минут.

Упражнение №2 – «Делаю рекламу партнеру». Партнер «А» создает словесный портрет партнера «Б», раскрывая его лучшие качества, как бы рекламируя его. Затем это же задание выполняет партнер «Б».

Упражнение №3 – «Кто быстрее?» (упражнение на скорость реакции действием). Ребята становятся в круг. Ведущий бросит мяч любому, стоящему в круге. Поймавший мяч перебрасывает его другому играющему и т.д. В течение минуты мяч по одному разу должен побывать в руках у каждого игрока. Темп игры очень высокий. Заминка наказывается выбыванием игрока из игры. При этом участникам важно соблюсти следующие правила:

– мяч не должен попадать в одни и те же руки;

– при падении мяча упражнение начинается сначала.

Далее задача усложняется: переброс мяча необходимо произвести за 15 секунд, затем за 5 секунд. Группе дается время на выбор варианта и принятие решения.

Упражнение №4 – «Чистый лист». Работа над заданием проводится в парах со сменой позиций. Партнер «А» держит лист бумаги за углы с одной стороны, а партнер «Б» – с другой. Партнер «А» представляет, что у него в руках находится некая значимая для него ценность, но не называет её вслух. Партнеру «Б» необходимо любыми доступными ему способами взять эту ценность. Данное упражнение нарочито моделирует конфликт, с тем, чтобы участники нашли способы его преодоления. По окончании упражнения проводится обмен мнениями и ощущениями. При обмене мнениями ведущий фиксируется на доске все варианты действий, предлагаемые подростками. Зафиксированные варианты представляют динамику конфликта и способы разрешения.

Упражнение №5 – создание модели «Лидер ХХI века».

При создании модели «Лидер ХХI века» родителям и педагогам предлагается из проблемного подростка воспитать лидера, работая с ним по следующей схеме: негатив – проблема – механизм решения – ожидаемый результат (создание модели лидера).

Упражнение №6 – «Электрическая изгородь». Комната делится пополам натянутой веревкой, имитирующей изгородь под электрическим напряжением. Высота изгороди – 65–70 см.

Задача группы – преодолеть изгородь, не потеряв при этом ни одного участника. Использовать при выполнении задания подсобные средства запрещается. Группе выделяется 5 минут на тренировку и выработку стратегии.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Теоретические основы развития музыкального слуха
Слух – одно из пяти чувств, при помощи которого распознаются звуки; орудие его ухо, оно реализуется деятельностью механических, рецепторных и нервных структур, составляющих слуховую систему, или слуховой анализатор. У человека при действии звуков возникает сп ...

Особенности изучения машиностроительного комплекса в курсах экономической и социальной географии России и Курской области
Курс экономической и социальной географии России показывает общую картину современного хозяйства страны, его структуру, особенности развития, размещения и перспективы. При изучении темы «География отраслей и межотраслевых комплексов» учащиеся знакомятся с важ ...

Разделы