Взаимодействие школы и семьи в воспитании лидерских качеств в дагестанском социуме

Педагогика » Воспитание лидерских качеств у современных старшеклассников во взаимодействии школы и семьи » Взаимодействие школы и семьи в воспитании лидерских качеств в дагестанском социуме

Страница 1

Анализ материалов, собранных на этапе констатирующего эксперимента, и его результаты дали возможность выявить исходный уровень развития лидерских качеств у учащихся 10 классов.

Формирующий этап исследования проводился в средней школе №8 г. Кизилюрта в одном экспериментальном и одном контрольном классах с охватом 53 учащихся (26 – в экспериментальном, 26 – в контрольном).

Были разработаны этапы воспитательного процесса и механизмы его реализации. Так как современный подросток стремится к тому, чтобы состояться в жизни и быть успешным (что подтверждено на констатирующем этапе исследования), задача педагогов и родителей заключается в поддержке его на этом пути, в своевременном оказании помощи подростку в его становлении. Для этого, на наш взгляд, необходимо поставить общие для всех субъектов воспитательной деятельности (педагогов, родителей и самих детей) задачи и объединить их на принципах согласованного взаимодействия

. Это позволило нам разработать этапы воспитания лидера в семье и школе и условия обретения лидером опыта взаимоотношений в семье и школе.

С учетом полученных результатов исследований была разработана Тематика бесед для родителей и педагогов (Приложение 3), которая нами использовалась на родительских собраниях и педагогических семинарах. Нами были проведены научно-практические конференции по различным проблемам, таким как «Семейное воспитание – фундамент становления лидера», «Влияние родительского авторитета на формирование личности подростка», «Современная подростковая субкультура и отношение к ней в семье и школе».

Методика моделирования различных видов деятельности для проявления и воспитания лидерских качеств включает в себя несколько этапов:

I

.

Первый этап

– это моделирование коллективно-организационной деятельности. На этом этапе нами применялась проективная игра «Проблема, поиск, решение», где в центре внимания ставилась проблема и предлагались варианты её решения. Игра при ее разработке включала в себя различные социально-значимые ситуации. В центре внимания находились проблемы семьи, класса, задачи конкретного дела – так было легче увидеть целостную картину ожидаемого результата.

Все предлагаемые методики и игры в достаточной мере способствовали подготовке подростков к разработке коллективных творческих дел, к проявлению у них лидерских качеств в совместных видах деятельности.

Мы полагаем, что посредством игрового моделирования у подростков создавалась возможность расширения кругозора путем поиска социальных программ. Продумывая их, подростки анализировали свои действия и задействовали свои возможности. Важность и значимость прогностическо-креативных игр состоит в том, что они заставляют участников думать и двигаться вперед, полагая, что возможно где-то в перспективе находится решение проблемы. К этому решению необходимо идти через мысли, идеи, варианты, идти, чтобы найти выход самому и показать этот выход другим.

Рассмотрев игровые модели и методики, обеспечивающие самооценку, самоорганизацию и самоуправление в группе, мы считаем, что предложенный комплекс форм и методов работы с детьми по воспитанию у них качеств лидера обеспечил их эмоционально-положительный рост в группе, а также сформулировал у детей перспективы для приобретения опыта самостоятельного принятия решений, для утверждения собственных позиций и проявления качеств будущего лидера. В перспективе детям придется отстаивать свои идеи и на вербальном, и на невербальном (с помощью собственного примера) уровне. Для этой цели нами успешно использовались совместные диалоги, дискуссионные клубы и другие формы работы со школьниками, их родителями и учителями. Диалого-дискуссионный этап стал при этом логическим продолжением нашей работы, цели и задачи которой состояли в том, чтобы научить ребят (а иногда и взрослых) цивилизованным приемам общения, сформировать у них умение доказать, оперируя фактами, делать резюме и давать рекомендации, дискутировать, уважая при этом мнение и позицию другого человека. Содержание и формы этой работы указаны в табл. 5.

Таблица 5. Содержание и формы воспитательной работы педагогов и родителей с подростками

Формы воспитательной работы

Содержание

Первый этап

Второй этап

Тренинги по развитию лидерских качеств

«Волшебный квадрат», «Картина», «Высокая чувствительность»

Работа в группах

«Рисуем лидера»,

«Башня», «Мост»,

«Машина»

Деловые игры

«Предлагаю-выбираю», «Дом самоуправления»,

«Проектируем творческое дело», «Лидер, кто он?»

«Предлагаю-выбираю», «Умники и умницы»

Коллективное дело

Выпуск газеты

«Нарушение прав ребенка». Познавательная игра «Каждый имеет право» (по материалам Конвенции о правах ребенка)

Познавательные игры «Мои права и обязанности в школе» (по Уставу школы). Игра-задача

«Я и мои права»

Самоуправление

Выбор модели самоуправления. Ролевая игра «Я сам»

«Наши общие дела», «Турнир знатоков»

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Понятие о методе обучения
Метод обучения – это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения. Также можно добавить, что это еще и сердцевина учебного процесса, связывающее звено между запроектированной целью и конечным результатом; с греч. ...

Недостатки использования моделей
Как показывает опыт, использование моделей в обучении математике характеризуется рядом недостатков. Не следует рассматривать наглядные средства как временную опору при начальном усвоении знаний, а также следовать правилу: чем старше учащиеся, тем меньше модел ...

Разделы