Сущностные аспекты эстетического воспитания

Страница 2

Исследуя проблему развития творческого потенциала учащихся начальных классов в процессе эстетического воспитания, О. П. Котикова и В. Г. Кухаронак отмечают, что «приоритетным сущностным аспектом эстетического воспитания младших школьников является развитие их творческого потенциала . Развитие эмоциональной сферы и усвоение определенных знаний из области искусства, а также развитие эстетического сознания наиболее эффективно происходят в процессе художественно-творческой деятельности» .

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в последние десятилетия эстетическое воспитание рассматривается как процесс, направленный на формирование у детей способностей к активной творческой деятельности.

Понятие «эстетическое воспитание» является основополагающим в категориальном аппарате теории эстетического воспитания и включает ряд зависимых от него понятий. При определении средств эстетического воспитания исследователи придерживаются мнения, что оно охватывает все сферы жизнедеятельности человека, и выделяют: искусство как универсальное средство эстетического воздействия на личность; окружающую среду; эстетическое общение; познавательную, трудовую, спортивную, игровую и другие виды деятельности. Особое значение в эстетическом воспитании приобретает художественное воспитание, образование и развитие.

В процессе исследования мы обратили внимание, что часто среди педагогов бытует ошибочное мнение о тождестве эстетического и художественного воспитания. Однако эти понятия необходимо четко разграничивать.

Б.Т. Лихачев отмечает: «Художественное воспитание - целенаправленно осуществляемый процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать, любить и оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности. Искусство является частью эстетической культуры, как художественное воспитание- часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности.

Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.

Существуют еще два понятия, которые также являются базовыми категориями, и на которых строится процесс обучения искусству в общеобразовательной школе. Это художественное образование и развитие. Художественное образование – процесс освоения учащимися совокупности знаний, умений и навыков, формирования мироззренческих установок в области искусства и художественного творчества. Художественное развитие личности – это целенаправленное формирование способностей в той или иной области искусства .

Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям, поэтому проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания.

Наиболее удачно, на наш взгляд, отразил цель эстетического воспитания Б.Т. Лихачев: «Правильнее определять цель эстетического воспитания с позиций единства искусства и жизни, его идейно-эстетического, педагогического значения. Она состоит в формировании такого идейно-эмоционального отношения к искусству и жизни, которое определяется нравственно-эстетическим идеалом » .

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Развернутый план-конспект проведения урока но теме: «Военно-профессиональная ориентация учащихся»
Учебные вопросы. 1. Как стать офицером Российской армии? Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны; а) знать о видах воинской деятельности и их особенностях, о правилах приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования. ...

Сущность дифференциации обучения
Развитие учеников должно происходить не за счет усиленной нагрузки тренировочными заданиями, а в результате предоставления им возможности принимать посильное участие в коллективном поиске нового на уроке, включаться в активную познавательную деятельность, сле ...

Разделы